Воспитатель МБДОУ «Подольский детский сад» Гаврилова Тамара Александровна
Актуальность Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей и необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению и очень актуально в наши дни. Именно с логического мышления начинается формирования мировоззрения ребенка.
Объект обследования мышление детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования __ дидактическая игра как средство развития мышления детей старшего дошкольного возраста. Цель исследования : теоретически обосновать и выявить экспериментальным путем влияние дидактических игр и упражнений на развитие мышления детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза _ развитие мышления ребенка старшего дошкольного возраста будет проходить успешно, если систематически использовать дидактические игры и упражнения с учетом индивидуальных и возрастных способностей детей.
1. Изучить и проанализировать научную, психолого - педагогическую, методическую литературу по проблеме. 2. Выявить уровень мышления детей старшего дошкольного возраста. 3. Подобрать и апробировать дидактические игры и упражнения на развития мышления детей старшего дошкольного возраста. 4. Проверить результативность использования дидактических игр и упражнений на развитие мышления старших дошкольников. 5. Воспитать у детей коммуникабельность, находчивость, инициативу, любознательность, уверенность в себе, настойчивость в достижении цели. Развитие логического мышления у детей в процессе дидактических игр и упражнений, стало одним из основных направлений моей педагогической деятельности на протяжении нескольких лет.
Задачи : на основе анализа научно – педагогической и методической литературы изучить основы логического мышления у детей старшего дошкольного возраста ; дать теоретическое обоснование значению дидактической игры в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Цель – обоснование целесообразности использования дидактических игр для развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. Задачи : исследовать эффективность использования дидактических игр и упражнений при развитии логического мышления ; составить критерии диагностики, провести обследование уровня мышления и речи у детей. систематизировать дидактические игры и упражнения, составить перспективный план проведения игр.
Цель – обобщение результатов работы. Задачи : проанализировать результаты работы. разработать методические рекомендации для воспитателей и родителей по использованию дидактических игр для развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Итоговая диагностика показала, что высокий уровень составил 30%, средний 70%. 1. Уровень развития логического мышления значительно повысился. 2. Совершенствовались психические процессы ( восприятие, внимание, мышление, речь и др.) 3. При проведении дидактических игр дети принимали более активное участие ( помогали воспитателю в подготовке к игре, а также друг другу ) 4. Дети более уверенно стали выполнять предлагаемые им задания, пытаться анализировать и делать выводы, обобщать, рассуждать. 5. Меньше времени затрачивали на выполнение задания. 6. Дети стали коммуникабельны, инициативны, уверены в себе, настойчивы в достижении цели. 7. Возросла степень их активности в самостоятельной деятельности.
1. Разработана система проведения дидактических игр и упражнений с учетом ФГОС. 2. Развитие мышления проходило в интересной игровой форме, используя прием « математические шаги (« шаг » обучения, « шаг » игры ), что позволяет значительно повысить интерес, мотивацию и снизить утомляемость в проведение непосредственно образовательной деятельности.
использование дидактических игр и упражнений в системе, благотворно влияет на развитие логических приемов умственных действий : сравнения, обобщения, анализа, классификации, конкретизации и др., и способствует повышению эффективности воспитательно - образовательного процесса. Таким образом, работа по развитию логического мышления у старших дошкольников с помощью дидактических игр и упражнений прошла успешно и помогала приобрести более глубокие и прочные знания, умение мыслить последовательно, обобщать, рассуждать, которые им пригодится в дальнейшей жизни.