подростки: проблемы в семье и возможности помощи Павловский Арсений, MSW Sociālo pakalpojumu aģentūras Izglītības centrs Rīga, 2014
Подростковый возраст: Психофизиологические изменения: o развитие префронтальной коры, o нейромедиаторный дисбаланс, o формирование идентичности, Социальная ситуация: o сепарация от семьи/зависимость от семьи, o развитие социальных навыков, o выбор жизненного пути
Усыновленные подростки: Сепарация от семьи/привязанность к семье, Формирование идентичности: o пробелы в истории жизни, o трудности с отождествлением с членами семьи, o вопросы наследственности Страх стигматизации ровесниками.
Родители подростков Переживание собственной несостоятельности, как родителей, Поиск причин проблем подросткового возраста в генетике, Отвержение подростка
Но... Усыновленные подростки и родители успешно справляются с трудностями возраста. Усыновление - важная часть истории жизни ребенка.
Дерево жизни
Авторы: Нказело Нкубе (Зимбабве), Дэвид Денборо (Австралия). Разработан для работы с детьми осиротевшими в результате эпидемии ВИЧ- инфекции.
Этапы: 1. Дерево жизни, 2. Лес жизни, 3. Когда приходит гроза, 4. Признание и подтверждение.
Дерево: корни поверхность ствол ветви листья плоды
Корни: откуда Вы (страна, город, село) история семьи (предки, родня) Ваши главные учителя в жизни вдохновляющая музыка, фильмы, книги, истории
Поверхность: Повседневные занятия
Ствол: Умения, навыки
Ветви: мечты, надежды, желания, цели
Листья: Значимые люди ( как живые, так и ушедшие)
Плоды: Дары жизни (дары заботы, любви, доброты)
Лес жизни: общее в деревьях, различия.
Гроза: Главный принцип - слушание с обоих сторон
Гроза: Обсуждение угроз, опасностей, сложных ситуаций в жизни, обсуждение способов совладания с этими угрозами, благодарственное письмо близкому человеку.
Признание и подтверждение: Устное подтверждение, Сертификаты, Песня.
Грамота: «Грамота выдана _________, принявшему участие в программе «Дерево Жизни», и подтверждает, что у __________ есть (вот такие) умения, желания, надежды и мечты, а также то, что (вот эти люди) внесли вот такой вклад в его жизнь»
Возможности: Конструирование идентичности на основе жизненной истории, осознание жизненных ресурсов, создание пространства для обсуждения трудностей, укрепление внутрисемейных связей.
Модификации: Команда жизни, Корабль жизни и т. д.
Ресурсы: 1. Дерево Жизни, способ работы с группами детей, переживших травмирующую ситуацию ee-of-life/ ee-of-life/ 2. Tree of life. Dullwich Centre Foundation life.html life.html 3. фейсбук Tree of life: Narrative Approach / /
Спасибо!