Исследование систем управления Представление дисциплины
2 Общие сведения по дисциплине Название «Исследование систем управления» Читается для специальностей «Менеджмент организации» Важность изучения дисциплины: Главное внимание уделяется усвоению знаний в области методики и методологии научного исследования, выработка у студентов практического умения в организации исследования, анализа и оценки исследовательской деятельности, в применении к содержательно интересным проблемам, встречающимся в повседневной практике. Сфера профессионального использования Знание теоретических основ и методологической базы создает фундамент профессиональной подготовки кадров всех направлений трудовой деятельности и позволяет формировать выпускника ВУЗов высшей квалификации, способных успешно работать в изменяющейся социально-экономической среде.
3 Краткое описание дисциплины Курс посвящен изложению основных понятий и операций современной науке « Исследование систем управления». В учебно- методическом комплексе содержится характеристика ряда современных познавательных моделей реальности и места среди них системного анализа. Приведены особенности методов исследования систем управления, а также даны ориентиры в выборе этих методов. Раскрыта методология системного анализа как базового метода исследования систем управления, даны примеры практического применения метода. Раскрыты методология и инструментарий функционально–стоимостного анализа систем управления. Учебное пособие ориентировано на формирование обобщенного представления о содержании, особенностях и области применения метода системного анализа в том виде, как он применяется в исследовании систем управления. Главное внимание уделяется законам правильного мышления, применению логического анализа при решении содержательно интересных проблем. Принципиальная новизна данного учебного пособия в том, что в нем объединяются теоретический материал и практические задания с образцами выполнения подобных практических задач. После глав приводятся контрольные вопросы, тестовые задания которые способствуют лучшему усвоению материала, связанные с изложенным в них материалом. Указываются также литература, контрольные вопросы и темы рефератов и докладов.
4 Цели и задачи преподавания дисциплины Цель курса « Исследование систем управления» состоит в усвоении знаний в области методики и методологии научного исследования, выработки у студентов практического умения в организации исследования, анализе и оценке исследовательской деятельности. Задачи курса: - усвоение основных понятий курса « Исследование систем управления»; - изучение основных методов организации и проведения научных исследований; - освоение инструментария исследования; - формирование умений в проведении анализа и оценке эффективности исследовательской деятельности; - выработка умений по диагностике проблем.
5 Место дисциплины среди смежных дисциплин Данный теоретико-практический курс читается студентам 4-го курса специальности «Менеджмент организации». Используя имеющие знания, студенты самостоятельно анализируют и решают конкретные проблемы научного исследования. Учатся формулировать цель исследования, ставить задачи, определять оптимальный способ исследования проблемы, находить пути и механизмы ее решения. Приобретенные знания и навыки в ходе изучения данного курса могут быть использованы в подготовке дипломных проектов, в профессиональной деятельности выпускников. Курс «Основы научных исследований» опирается на понятия таких дисциплин как «Социология», «Теория организации», «Менеджмент».Данная дисциплина требует предварительного изучения курсов Предшествующие дисциплины, обязательные для изучения дисциплин: «Математика», «Экономика», « Введение в специальность», «Основы менеджмента», «Социология», В то же время дисциплина является одной из базовых дисциплин для дисциплины: менеджмент организации.
6 Начальные знания Для успешного освоения курса требуется знание таких дисциплин как «Математика», «Логика и теория аргументации», «Теория организации», «Введение в специальность», «Социология», «Культурология».
7 Итоговые знания, умения и навыки В результате изучения дисциплины студенты должны иметь ПРЕДСТАВЛЕНИЯ: О познавательных моделях реальности, методах исследования систем управления. методах выявления проблем коммуникации в системах управления, выборе методов исследования систем управления. Методологии системного анализа, Методах принятия рациональных решений, Этапах принятия рациональных решений, Особенностях принятия решений в условиях неопределённости. Одним из основных моментов представления студентов является Функционально–стоимостной анализ: содержание и цели. Особенности функционально– стоимостного подхода и условия его применения. Основные этапы функционально– стоимостного анализа. Инструментарий функционально–стоимостного анализа. В результате изучения дисциплины студенты должны получить ЗНАНИЯ: Определение цикла операции управления. Составление аддитивного критерия определения эффективности организационно-производственной системы. Расчет по аддитивному критерию эффективности системы управления. Определение максимума прибыли допустимого управления работы системы. Определение минимума риска допустимого управления работы системы В результате изучения дисциплины студенты должны приобрести УМЕНИЯ И НАВЫКИ: Практическое применение системного анализа в управленческой деятельности. Исследование технологии управления комплексом процессов решения научно–технических проблем. Формирование структуры процессов решения проблем создания новых видов продукции. Применение системного анализа для контроля хода реализации проекта. Применение системного анализа для прогнозирования сроков разработки технических новшеств. При исследовании систем управления на практике используется достаточно большое число методов, каждый из которых имеет свою сферу приложения Системный подход к исследованию систем управления рассматриваются методы, наиболее часто применяемые в исследовании систем управления: экспертный опрос; интервьюирование и анкетирование; параметрический и факторный анализ; самонаблюдение и наблюдение; социально-экономический эксперимент.
8 Содержание лекционного курса Тема 1. Современная методология системного исследования Тема 2. Функционально–стоимостной анализ и его инструментарий исследования систем Тема 3. Программа научного исследования Тема 4. Фактологическое обеспечение исследования систем управления, параметрический анализ Тема 5. Научный инструментарий системного анализа
9 Тема 1. СОВРЕМЕННАЯ МЕТОДОЛОГИЯ СИСТЕМНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Первая тема курса « СОВРЕМЕННАЯ МЕТОДОЛОГИЯ СИСТЕМНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ» состоит из базовых теоретических материалов, раскрывающих : познавательные модели реальности, методы исследования систем управления, методы выявления проблем коммуникаций в системах управления, подбор и выбор методов исследования систем управления
10 ТЕМА 2. Функционально–стоимостной анализ и его инструментарий исследования систем Вторая тема курса «Функционально–стоимостной анализ и его инструментарий исследования систем»посвящена рассмотрению вопросов содержания и целей функционально–стоимостного анализа, особенностям функционально–стоимостного подхода и условий его применения, а так же рассмотрены особенности основных этапов ФСА, инструментария ФСА.
11 Тема 3. Программа научного исследования Данная тема курса уделяет особое внимание понятию исследований технологии управления комплексом процессов решения научно–технических проблем, формированию структуры процессов решения проблем создания новых видов продукции, применению системного анализа для контроля хода реализации проекта, применению системного анализа для прогнозирования сроков разработки технических новшеств.
12 ТЕМА 4 Фактологическое обеспечение исследования систем управления, параметрический анализ Данная тема рассматривает вопросы параметрических методов и особенности факторного анализа, а так же практически показана эффективность использования факторного анализа и пути его реализации в исследовании систем управления
13 ТЕМА 5. Научный инструментарий системного анализа Данная тема дает определение тестирования в исследовании систем управления, рассматривает сущность и организацию экспертных методов исследования систем управления, определяет критерии подбора экспертов, знакомит с обработкой результатов экспертных оценок, раскрывает создание расчета экспертами коэффициентов относительной важности элементов уровней дерева целей (оценка сверху вниз),показывает разновидности сбора мнений экспертов
14 Контрольные мероприятия Текущий контроль: Ответы на вопросы в форуме Решение практических заданий Рубежный контроль: Тест Итоговый контроль: Тест Экзамен
15 Глоссарий Глоссарий – обеспечивает толкование и определение основных понятий, необходимых для адекватного осмысления материала. Например: Цель исследования систем управления-конкретные результаты, которые предполагается получить при определенных условиях, объекте управления, предмете исследования, периоде времени, отведенном на исследование, расходе ресурсов Проблема- реальное противоречие, требующее своего разрешения Подход-ракурс исследования, как бы исходная позиция, отправная точка, с которой исследование начинается и которая определяет его направленность относительно цели Граф-фигура, состоящая из точек, называемых вершинами, и соединяющих их отрезков, называемых ребрами Дерево целей исследования
16 Список литературы Основная: 1. Рогожин С.В. Исследование систем управления.– М., Справочник по функционально–стоимостному анализу /под ред. Крапунина М.Г. – М.: Финансы и статистика, Короткова Т.Л. Исследование систем управления –М., Мельник М.В. Анализ и оценка систем управления на предприятиях. –М., 1990.
17 Список литературы Дополнительная 1. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия /Учебное пособие/. – Минск–Москва: ИП «Экоперспектива», Ларичев О.И. Методологические проблемы практического применения системного анализа – В кн. Системные исследования. Методологические проблемы.– М.: Наука, Оптнер С.А. Системный анализ для решения деловых и промышленных проблем.–М.: Сов. радио, Проблемы методологии системного исследования – М.: «Мысль», 1970, под редакцией Блауберга И.В., Садовского В.Н., Юдина Э.Г. 5. Акофф Р. Искусство решения проблем.–М.: Мир, Управление изменением. –Жуковский, Журнал // Computer Direct 3–4, 2007.
18 Список литературы 1. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия /Учебное пособие/. – Минск–Москва: ИП «Экоперспектива», Ларичев О.И. Методологические проблемы практического применения системного анализа – В кн. Системные исследования. Методологические проблемы.– М.: Наука, Оптнер С.А. Системный анализ для решения деловых и промышленных проблем.–М.: Сов. радио, Проблемы методологии системного исследования – М.: «Мысль», 1970, под редакцией Блауберга И.В., Садовского В.Н., Юдина Э.Г. 5. Акофф Р. Искусство решения проблем.–М.: Мир, Управление изменением. –Жуковский, Журнал // Computer Direct 3–4, 1996.
19 Самостоятельная работа Темы рефератов 1. Системный анализ – базовый метод исследования систем управления. 2. Виды и методики исследования систем управления. 3. Основы исследования систем управления. 4. Организация, прогнозирование, планирование и контроль в исследовании систем управления. 5. Параметрические методы 6. Факторный анализ 7. Тестирование в исследовании систем управления 8. Сущность и организация экспертных методов исследования систем управления 9. Подбор экспертов 10. Обработка результатов экспертных оценок 11. Расчет экспертами коэффициентов относительной важности элементов уровней дерева целей (оценка сверху вниз) 12. Разновидности сбора мнений экспертов 13. Классификация и сфера применения социологических методов исследования СУ 14. Методы анкетирования и интервьюирования, как проблема измерения в исследовании СУ
20 Сведения об авторе ФИО:Чемерская Тамара Геннадьевна Место работы:Белгородский Государственный Университет Ученая степень:кандидат психологических наук Ученое звание: Должность: доцент кафедры «Менеджмент организации» Кафедра: Менеджмент организации Контактная информация: Адрес Бел ГУ,кафедра « Менеджмент организации» Рабочий телефон ru
21