Элективный курс по русскому языку для 9 класса «Условия успешной коммуникации»
Пояснительная записка Условия успешной коммуникации – сложная, многомерная категория, представляющая собой синтез лингвистического, культурологического, психологического и и социального знания. Успешная коммуникация предполагает овладение не только языковыми, лингвистическими навыками, но и навыками, связанными со знанием закономерностей речевой коммуникации в единстве и в взаимосвязи всех ее составляющих: структурно- содержательная организация деятельности общения (мы не можем успешно обучать общения, не зная, как этот механизм устроен и как он работает); социокультурные нормы и стереотипы речевого общения; материальная и духовная культура изучаемого языка и др. Эти знания и умения общего плана должны быть дополнены умениями и навыками частного характера: знанием говорящих речевых стратегий и тактик, характерных для тех или иных жанров общения, владением приемами ведения диалога, умением «считывать» невербальное поведение собеседника и др. Условия успешной коммуникации – сложная, многомерная категория, представляющая собой синтез лингвистического, культурологического, психологического и и социального знания. Успешная коммуникация предполагает овладение не только языковыми, лингвистическими навыками, но и навыками, связанными со знанием закономерностей речевой коммуникации в единстве и в взаимосвязи всех ее составляющих: структурно- содержательная организация деятельности общения (мы не можем успешно обучать общения, не зная, как этот механизм устроен и как он работает); социокультурные нормы и стереотипы речевого общения; материальная и духовная культура изучаемого языка и др. Эти знания и умения общего плана должны быть дополнены умениями и навыками частного характера: знанием говорящих речевых стратегий и тактик, характерных для тех или иных жанров общения, владением приемами ведения диалога, умением «считывать» невербальное поведение собеседника и др.
Основная цель курса Содействовать формированию толерантной, открытой для общения личности, способной к сотрудничеству, к межкультурному взаимодействию, владеющей важнейшим инструментом достижения социального и личного успеха в жизни – навыками успешной коммуникации. Содействовать формированию толерантной, открытой для общения личности, способной к сотрудничеству, к межкультурному взаимодействию, владеющей важнейшим инструментом достижения социального и личного успеха в жизни – навыками успешной коммуникации.
Основные задачи курса -развитие и формирование коммуникативной способности, готовности к успешному, позитивному общению; -развитие и формирование коммуникативной способности, готовности к успешному, позитивному общению; -формирование практических навыков успешного, эффективного речевого общения в важнейших жизненных ситуациях, выработка на основе этих умений и навыков собственного коммуникативного стиля. -формирование практических навыков успешного, эффективного речевого общения в важнейших жизненных ситуациях, выработка на основе этих умений и навыков собственного коммуникативного стиля.
Тематическое планирование Номер занятия Тема занятия – – – – 17 Как, умея говорить, научится разговаривать Орфоэпия и акцентология Четырнадцать правил, помогающих убедить Примеры применения правил (ситуация из нашей жизни) Жесты и мимика как невербальные средства общения Язык жестов и поз Искусство комплимента Внешний облик – друг или враг? Упражнения для снятия аудиторного шока (сценического страха) Общение Техника речи Зачет по пройденному курсу
Выполнение заданий 1) Опираясь в основном на технику речи, донесите до слушателей смысл данных текстов, очень своеобразных по словесному оформлению (Приложение 7, «Бармаглот» и «Пуськи бятые»). 2) Прочитайте следующие слова, обращая внимание на сочетание «чн» (Приложение 7, упражнение 2). 3) Прочитайте следующие слова, определите где произносится «е», а где «ё; (Приложение 7, упражнение 3). 4) Прочитайте вслух, обращая внимание на твердое или мягкое произношение согласных перед «е» (Приложение 7, упражнение 4). 5) Прочитайте сочетание слов, правильно расставляя ударение в прилагательных и причастиях (Приложение 7, упражнение 5). 6) Поставьте ударения в следующих глаголах и глагольных формах (Приложение 7, упражнение 6). 7) Прочитайте вслух, правильно расставляя ударение (Приложение 7, упражнение 7).
Литература 1. Вагапова, Д. Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. – М.: Цитадатель, Лушникова, В. Ф. Риторика: программы и конспекты уроков для 8 – 11 классов. – Ижевск: ИУУ УР, Михайличенко, Н. А. Риторика. – М.: Новая школа, Соколова, В. В. Культура речи и культура общения. – М.: Просвещение, Шейнов, В. П. Риторика. – Минск: Амалфея, 2000.