«Мотивация учения в реализации ФГОС» Педагогический совет МОУ ООШ 2 г.Новоузенска г.
Цель : Повышение компетентности учителей по вопросам формирования и развития у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности в условиях введения и реализации ФГОС.
Задачи : 1. Обобщить и систематизировать теоретические положения о понятиях : « мотив », « мотивация », « мотивационная сфера », « мотивация учения ». 2. Определить эффективные методы и приёмы создания и поддержки мотивации учения, используя практический опыт педагогов. 3. Разработать рекомендации « Формирование и развитие учебной мотивации обучающихся ».
Вопросы для обсуждения : 1. Теоретческие основы развития мотивации школьников. 2. Методы повышения мотивации. 3. Этапы формирования учебной мотивации. 4. Работа с учащимися, имеющими низкую учебную мотивацию.
Цитата дня : Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться. В.А. Сухомлинский
Мотивационная сфера учения школьников определяется следующими понятиями : Мотивационная сфера учения школьников определяется следующими понятиями : Смысл учения Мотив учения Постановка целей Эмоции Интересы
Мотив учения - побудительная причина, внутреннее личностное побуждение к действию, осознанная заинтересованность в его совершении. Смысл учения - внутреннее отношение школьника к учению. Постановка целей - это направленность ученика на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность. Эмоции - реакция ребёнка на воздействие внутренних и внешних раздражителей. Интересы - познавательно-эмоциональное отношение школьника к учению. Мотивация - процесс формирования и закрепления у школьников положительных мотивов учебной деятельности.
Характеристика мотивов социальные мотивы ( долг, ответственность, понимание социальной значимости учения ); стремление личности через учение утвердить свой социальный статус ; стремление занять определенную должность в будущем, добиться признания окружающих, иметь достойное вознаграждение за свой труд ; мотивы социального сотрудничества – ориентация на различные способы взаимодействия с окружающими ; познавательные мотивы – ориентация на эрудицию, удовлетворение от процесса обучения и его результатов ; учебно - познавательные мотивы – ориентация на способы добывания знаний, усвоение конкретных учебных предметов ; мотивы самообразования – ориентация на приобретение дополнительных знаний.
Особенности формирования учебной мотивации В 1-2 классах мотивы учения тесно связаны с любознательностью. В 3-4 классах начинают выделяться внешние мотивы: «престижные» (учеба ради отметки и признания) «принудительные» (угроза наказания). В 5-8 классах мотивы учения связаны с потребностями в эмоциональном контакте со сверстниками и самоутверждении. Возникает стойкий интерес к определенному предмету. В 9 классе мотивы обучения связаны с социально- значимыми потребностями (личные и профессиональные интересы, расширение кругозора).
Уровни учебной мотивации : Первый уровень – высокий уровень школьной мотивации.(У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.) Второй уровень – хорошая школьная мотивация. (Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Третий уровень – положительное отношение к школе. (Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.)
Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. (Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.) Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. (Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общение с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам ).
Причины спада школьной мотивации : У подростков наблюдается « гормональный взрыв » и нечетко сформировано чувство будущего. Отношение ученика к учителю. Отношение учителя к ученику. Личная значимость предмета. Умственное развитие ученика. Продуктивность учебной деятельности. Непонимание цели учения. Страх перед школой.
Выводы : Мотивацию учения необходимо формировать, развивать, стимулировать. Развитие учебной мотивации требует системной работы, использования определённых методов и приёмов, форм организации познавательной деятельности. Развитие учебной мотивации учащихся требует от учителя не только больших затрат времени, но прежде всего творческого подхода к своей деятельности.
Анализ основных мотивов учения учащихся нашей школы. п/п Мотивы учения школьников Кол-во уч-ся (%) 1Учусь потому, что на уроках интересно.41 2Учусь потому, что в школе ругают за плохие отметки. 3,1 3Учусь потому, что хочу больше знать.71,4 4Учусь потому, чтобы потом было легко работать.41,2 5Учусь потому, чтобы доставить радость родителям. 44,2 6Учусь потому, чтобы не отставать от товарищей 6,3 7Учусь потому, что нравится учиться.22 8Учусь потому, что хвалит учительница за хорошие успехи. 4,7 9Учусь потому, что родители наказывают за двойки. 0 10Учусь потому, что за хорошую учёбу ставят в пример другим. 4,7 11Учусь потому, что узнаю много нового.46
Проект решения педсовета : 1. Учитывая актуальность данной темы для успешного обучения, систематизировать теоретические основы по проблеме мотивации учения. 2. Взять за основу в практической деятельности каждого учителя схему формирования мотивационной сферы обучающегося. 3. Изучить опыт учителей- предметников по применению наиболее эффективных форм работы по данной проблеме.