Проблемы адаптации учащихся первых классов к обучению в школе
Термин "адаптация" имеет латинское происхождение и обозначает естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Что такое адаптация
Понятие адаптации включает три составляющие: физиологическую, психологическую, социальную или личностную. Адаптация
Период адаптации ребенка к школе длится от 2-3 недель до полугода. На 5-6 неделе обучения наступает относительно устойчивое приспособление ко всему комплексу нагрузок, связанных с обучением Временной период
В адаптационный период предлагаем воспользоваться анкетой Н.Г. Лускановой для оценки уровня школьной мотивации учащихся. Замечено, что динамика школьной мотивации совпадает с динамикой процесса адаптации (дезадаптации) учащихся. Установлено 5 основных уровней школьной мотивации: Проведение диагностики
У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. Высокая мотивация
Средний уровень школьной мотивации, учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью. Большинство детей имеют нормальную мотивацию. Нормальная мотивация
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. Положительное отношение к школе, но школа привлекает вне учебными сторонами
Дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. Низкая мотивация
Испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Негативное отношение к школе, дезадаптация
Класс Кол-во человек Высокая мотивация Нормальна я мотивация Положительно е отношение к школе, но привлекает вне учебными сторонами Низкая мотивация Дезада - птация 1 «А» «Б» «В» Всего человек Результаты диагностики в 2013 уч. году
Мониторинг адаптации первоклассников
Школьная дезадаптация - это социально- психологический процесс отклонений в развитии способностей ребенка к успешному овладению знаниями и умениями, навыками активного общения и взаимодействия в продуктивной коллективной учебной деятельности, т.е. это нарушение системы отношений ребенка с собой, с другими и с миром. Школьная дезадаптация
В формировании и развитии школьной дезадаптации играют роль социально-средовые, психологические и медицинские факторы. К причинам школьной дезадаптации можно отнести: трудности общения с окружающими (как взрослыми, так и сверстниками); проблемы взаимоотношений в семье низкие познавательные способности; увеличение количества детей, имеющих невротические и серьезные соматические расстройства. Причины школьной дезадаптации
Самый важный результат такой помощи – восстановление у ребенка положительного отношения к повседневной школьной деятельности. Ребенку, начинающему обучение в школе, необходима моральная и эмоциональная поддержка. Для преодоления школьной дезадаптации необходим комплекс мер, взаимодействие педагогов, психологов, родителей и медицинских работников. Как помочь ребенку с школьной дезадаптацией
Спасибо за внимание!