ТЕМА: Здоровьесбоберегающие технологии в развитии певческих навыков детей дошкольного возраста муз.руководитель МБДОУ 55: Наумова Н.Х.
Актуальность темы: Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Занятия пением являются очень важной составляющей гармоничного развития дошкольника. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Пение активизирует умственные способности, развивает эстетическое и нравственное представление детей, слух, память, внимание, мышление, укрепляет лёгкие и весь дыхательный аппарат. Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Занятия пением являются очень важной составляющей гармоничного развития дошкольника. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Пение активизирует умственные способности, развивает эстетическое и нравственное представление детей, слух, память, внимание, мышление, укрепляет лёгкие и весь дыхательный аппарат.
Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности Пение улучшает кровообращение и обмен веществ, сокращает частоту заболеваний дыхательной системы Процесс пения помогает в формировании личности, развитии музыкального вкуса, помогает устранять дефекты речи Пение в хоре - объединяет детей, -улучшает самочувствие, -укрепляет здоровье Пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает тембр голоса Пение развивает дыхательные мышцы, благотворно влияет на нервную систему
Исследователь ская деятельность Личностно- ориентированное взаимодействие педагога и детьми Здоровьесб оберегающие технологии Информацион но- коммуникативные технологии Игровые технологии Педагоги- ческие технологи и Развивающее, проблемное обучение
Здоровьесбоберегающие технологии Валеологические песенки-распевки Дыхательная гимнастика Игровой самомассаж Артикуляционная гимнастика
Цель: Использование здоровьесберегающих технологий, включенных в процесс работы над песней, обеспечивающих каждому ребенку укрепление физического здоровья; формирование и развитие у детей певческих умений и навыков. Использование здоровьесберегающих технологий, включенных в процесс работы над песней, обеспечивающих каждому ребенку укрепление физического здоровья; формирование и развитие у детей певческих умений и навыков.
Задачи: Задачи: - Развивать певческие навыки у детей старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий, исходя из возрастных особенностей детей - Развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма) Развивать музыкальный слух (различать интонационно точное и неточное пение, звуков по высоте, длительности, слушание себя при пении и исправление своих ошибок), используя здоровьесбоберегающие технологии - Формировать основы певческой и обще музыкальной культуры (эстетические эмоции, интересы, оценки, вокально-хоровые умения и навыки) - Развивать певческий голос, укреплять и расширять диапазон певческого голоса с помощью здоровьесберегающих технологий - С помощью здоровьесберегающих технологий повысить адаптивные возможности детского организма (активизация защитных свойств, устойчивости к заболеваниям) Способствовать всестороннему духовному и физическому развитию детей с использованием здоровьесберегающих технологий Обучать детей исполнению песен: на занятиях и в быту, с помощью воспитателя и самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента
ПРИНЦИПЫ Воспитывающее обучение Доступность Постепенность Последовательность Систематичность Наглядность Сознательность Прочность Здоровьесбоберегающие ТЕХНОЛОГИИ o Дыхательные упражнения o Речевая гимнастика o Распевание o Игровой самомассаж МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ Негромкое пение Правильная интонация Выразительность
Валеологические песенки-распевки ЦЕЛЬ распевания – подготовка голосовых связок к пению и упражнение в чистом интонировании определённых интервалов. ЦЕЛЬ распевания – подготовка голосовых связок к пению и упражнение в чистом интонировании определённых интервалов. ЗАДАЧИ: предупреждать заболевания верхних дыхательных путей, укреплять голосовые связки детей, подготовить их к пению ЗАДАЧИ: предупреждать заболевания верхних дыхательных путей, укреплять голосовые связки детей, подготовить их к пению Несложные тексты и мелодия из звуков мажорной гаммы поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению. Несложные тексты и мелодия из звуков мажорной гаммы поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.
Дыхательная гимнастика ЗАДАЧИ: ЗАДАЧИ: укреплять физиологическое дыхание детей (без речи); укреплять физиологическое дыхание детей (без речи); формировать правильное речевое дыхание(короткий вдох – длинный выдох); формировать правильное речевое дыхание(короткий вдох – длинный выдох); тренировать силу вдоха и выдоха; тренировать силу вдоха и выдоха; развивать продолжительный вдох развивать продолжительный вдох Пение с предшествующей дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие: Пение с предшествующей дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие: положительно влияет на обменные процессы, положительно влияет на обменные процессы, способствует восстановлению центральной нервной системы; способствует восстановлению центральной нервной системы; улучшает дренажную функцию бронхов; улучшает дренажную функцию бронхов; восстанавливает нарушенное носовое дыхание, восстанавливает нарушенное носовое дыхание, исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника
Игровой самомассаж ЦЕЛЬ - обучение детей посредством правильного выполнения игрового массажа благотворно влиять на внутренние органы: сердце, лёгкие, кишечник, воздействуя на биологически активные точки тела ЦЕЛЬ - обучение детей посредством правильного выполнения игрового массажа благотворно влиять на внутренние органы: сердце, лёгкие, кишечник, воздействуя на биологически активные точки тела ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МАССАЖА ВАЖНО: ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МАССАЖА ВАЖНО: научить детей не давить на точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая; научить детей не давить на точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая; Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру (от кистей рук к плечу и т.п.) Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру (от кистей рук к плечу и т.п.) Проводя массаж, используются поглаживание, разминание, растирание, лёгкие постукивания Проводя массаж, используются поглаживание, разминание, растирание, лёгкие постукивания Большой палец связан с лёгкими и печенью, указательный – Большой палец связан с лёгкими и печенью, указательный – с пищеварительным трактом, печенью, толстой кишкой, с пищеварительным трактом, печенью, толстой кишкой, средний – с сердцем, кровообращением, безымянный – с нервной системой и здоровьем в целом, мизинец – с сердцем. Тонким кишечником. В центре ладони находится точка повышения активности. средний – с сердцем, кровообращением, безымянный – с нервной системой и здоровьем в целом, мизинец – с сердцем. Тонким кишечником. В центре ладони находится точка повышения активности. Массаж головы улучшает кровообращение, снимает головную боль. Можно бегать пальцами, взъерошивать или приглаживать волосы, «рисовать» спиральки от висков к затылку. Массаж головы улучшает кровообращение, снимает головную боль. Можно бегать пальцами, взъерошивать или приглаживать волосы, «рисовать» спиральки от висков к затылку. Самомассаж ушей выполняется разогретыми трением ладонями и пальчиками – потереть, подёргать в разные стороны мочки ушей, погладить ушки Самомассаж ушей выполняется разогретыми трением ладонями и пальчиками – потереть, подёргать в разные стороны мочки ушей, погладить ушки Массаж повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желёз Массаж повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желёз
Слушая хорошую музыку в хорошем исполнении дети испытывают состояние наслаждения, восхищения. У них формируются первоначальные ценностные ориентации – способность ценить красоту в жизни. Слушая хорошую музыку в хорошем исполнении дети испытывают состояние наслаждения, восхищения. У них формируются первоначальные ценностные ориентации – способность ценить красоту в жизни. Восприятие музыки способствует общему интеллектуальному и эмоциональному развитию. Восприятие музыки способствует общему интеллектуальному и эмоциональному развитию.
Утро. Встреча детей. Утренняя гимнастика Прогулка Сон. Пробуждение. Праздники и развлечения
Терапевтические механизмы муз терапии Успокаивает или активизирует Развивает эмпатию Помогает Установить контакт Содействует развитию коммуникативных и творческих возможностей Способствует отреагированию чувств Повышает самооценку Помогает занять ребёнка танцами, пением, играми и т.д. Формирует практические навыки в пении, слушании и т.д. Помогает в установлении межличностных отношений
Положительные эффекты использования музыкотерапии Успокаиваю- щее воздействие Положитель- ные эмоции, развитие интересов Коррекция нарушений общения Улучшение сенсорной функции Навыки взаимодействия Улучшение речевой функции
Восприятие музыки так же способствует общему интеллектуальному и эмоциональному развитию. Да здравствует музыка!