Биболетова М.З. 2011
Идеология образовательного стандарта нового поколения (ФГОС) предполагает изменение парадигмы образования путем движения: от авторитарной, «знаниевой», к личностно-ориентированной, деятельностной.
С тандарты - социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством Т.о., моделируется образовательное пространство, в котором каждый участник данного договора своими силами и средствами реализует образовательные задачи, поставленные в стандарте; Ученик в этом пространстве является не объектом (как это происходит при авторитарной/знаниевой парадигме), а субъектом обучения; Вторым субъектом образовательного процесса является учитель.
Биболетова М.З Для каждой ступени обучения выделяются три группы планируемых результатов личностные метапредметныеметапредметные предметные
Биболетова М.З Самыми понятными учителю И Я являются предметные результаты, которые даются в Ф ГОС в обобщенном в иде, а затем детализируются в П римерной программе. Так, предметными результатами освоения программы начального образования п о предмету « Иностранный я зык » являются :
приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей ; освоение правил речевого и неречевого поведения
Биболетова М.З освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора
Биболетова М.З сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы
Биболетова М.З При этом ценность каждого общеобразовательного предмета определяется его вкладом в достижение всех трех групп планируемых результатов. Совокупный результат образования представлен в виде Портрета выпускника
Биболетова М.З деятельный и активный любознательный инициативный доброжелательный креативный отзывчивый положительно относящийся к миру и к себе уверенный в своих силах проявляющий исследовательский интерес коммуникативный ответственный уважительно относящийся к иной точке зрения владеющий навыками самоорганизации и здорового образа жизни Портрет выпускника начальной школы описан в терминах личностных качеств (здесь перечислены некоторые из них)
Биболетова М.З Все это возлагает большую ответственность на одного из двух субъектов образовательного процесса – учителя Наиболее успешно перечисленные качества будущего выпускника школы сможет сформировать тот учитель, который сам ими обладает. Важно акцентировать ряд качеств, характеризующих личностно ориентированное обучение:
Критическое мышление ( при выборе учебника, определении цели урока, отборе содержания обучения, моделировании учебного процесса в целом и т.д.); Гибкость в постановке и решении учебных задач (предметного и метапредметного характера); Владение современными технологиями, в том числе педагогическими; Умение учиться и желание это делать.
Биболетова М.З Учителю предстоит создавать условия для личностного развития ученика как субъекта образовательного процесса и знать: З ачем учить И Я – э то сейчас в современной школе о очевиднее д ля школьника, ч ем прежде ; Ч ему учить – одним и з источников содержания образования является с ам учитель, т. к. именно о н интерпретирует содержание ; К ак учить / учиться – новые п едтехнологии ( обучение ) и стратегии самообучения ( учение ).
Таким образом, для работы в условиях образовательного стандарта нового поколения особое значение приобретают: - профессиональная и личностная культура учителя; - его педагогическая подготовка.
Это предполагает Хорошее знание уже действующих нормативных документов; Потребность в постоянном обновлении своих знаний, поскольку ФГОС сопровождается комплектом сопутствующих документов, не имеющих законодательного характера, но регламентирующих учебный процесс.
Биболетова М.З. 2011
Наиболее важные документы по начальной школе: «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» принят приказом Министерства образования и науки РФ 373 от 6 октября 2009 г.
Биболетова М.З Наиболее важные документы по начальной школе: «Планируемые результаты начального общего образования», 2009, 2011 гг. (Под одной обложкой даны все предметы, изучаемые в начальной школе, включая английский язык) содержит: перечень предметных результатов по видам РД и по разделу языковые средства; примерные задания для итоговой оценки достижения планируемых результатов.
Биболетова М.З Наиболее важные документы по начальной школе: «Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Часть 2». (2010 г.) содержат: цели и задачи изучения ИЯ; результаты изучения ИЯ (личностные, метапредметные и предметные); содержание обучения ИЯ(тематика, виды РД, языковые средства) по четырем языкам; примерное тематическое планирование в двух вариантах: на 204 часа и на 306 и более.
Биболетова М.З «Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий», Часть 2, 2011 г. содержит: Операционализированный перечень планируемых результатов с примерами заданий на базовом и повышенном уровне, критериями достижения, образцом правильного ответа и шкалами оценивания Описание особенностей итоговой проверки с демоверсией проверочной работы и ее спецификацией Наиболее важные документы по начальной школе:
Биболетова М.З Наиболее важные документы по основной школе (5-9 классы): «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г и зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от «01» февраля 2011 г «Планируемые результаты основного общего образования», 2009, 2011 гг. «Примерные программы основного общего образования. Иностранный язык. Второй иностранный язык»
Биболетова М.З Thank you!