Выступление на педсовете из опыта работы Взаимодействие дошкольников с социумом как фактор развития социальной компетентности воспитанников Воспитатель старшей группы Терехова Е.В.
Чтобы успешно решать имеющиеся проблемы в социализации детей, мы переходим на новый уровень взаимодействия с социумом. В старшей группе мы вышли за пределы территориальной ограниченности своего детского сада, становимся «открытой системой». Социальное партнерства способствует росту профессионального мастерства всех специалистов детского сада, работающих с детьми, поднимает статус учреждения на городском уровне, указывает на особую роль его социальных связей в творческом развитии каждой личности и тех взрослых, которые входят в ближайшее окружение ребенка-дошкольника. Что в конечном итоге позволяет судить о качестве дошкольного образования в конкретном учреждении.
Цель: использовать возможность социума для создания единой воспитательной системы.
Задачи: 1. Отработать механизм взаимодействия с социальными институтами образования, культуры, истории. 2. Формировать способность адекватно ориентироваться в доступном социальном окружении. 3. Развивать коммуникативные способности, доброжелательность к окружающим, готовность к сотрудничеству и самореализации. 4. Стимулировать развитие активной гражданской позиции сопричастности к судьбе детского сада, города, Малой родины.
Анализ выявленных потенциальных возможностей и интересов детей нашего детского сада, их дифференциация по направлениям позволили спланировать и организовать совместную работу детского сада с такими социальными институтами: Поликлиники Аптеки Магазины Парикмахерские Школа - гимназия им. Горького Детская музыкальная школа 3 Детская художественная школа Библиотека им.Алтынсарина Драматический театр Музей краеведческий Музей МЧС Геологический музей Учреждения культуры Учреждения образования Учреждения здравоохранения Предприятия, предоставляющие услуги
Организация социокультурной связи между детским садом и этими учреждениями позволяет использовать максимум возможностей для развития интересов детей и их индивидуальных возможностей, решать многие образовательные задачи, тем самым, повышая качество образовательных услуг и уровень реализации стандартов дошкольного образования. Развитие социальных связей детского сада с культурными и научными центрами дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни.
Взаимодействие детского сада и школы гимназии им.Горького основывается на взаимопонимании, сотрудничестве, доверительности. Нами разработан план по развитию познавательной активности ребенка, творческих способностей, коммуникативности, любознательности, исследовательского интереса, ответственности, которые являются основаниями преемственности для детского сада и начальной школы. Посещая школу, дети обращают внимание на поведение старших ребят, как дети отвечают на уроке, как ведут себя во время перемены.
Для создания у детей целостного представления об окружающем мире, развития познавательной мотивации, освоения им общечеловеческих ценностей, формирования базиса личностной культуры, мы установили тесные связи с Краеведческим и геологическим разведывательным музеями и музеем МЧС. Данные учреждения в своем пространстве совмещает различные временные связи, нравственные, художественные и эстетические ценности.
Проводя экскурсии в магазины мы продолжаем знакомить детей с социально значимыми зданиями города их назначением. Рядом с детским садом находится магазин «Бородинский», «Центральный», «Овощной», книжный. Дети знакомятся с содержанием и значением труда продавца для жителей города. Расширяют знания о товарах, о продуктах питания. Формируются и совершенствуются навыки культуры поведения в общественных местах.
Задачи художественно-эстетического воспитания дошкольников успешно решаются в процессе приобщения детей к музыкальной и театральной культуре, развития представлений о различных жанрах искусства. Театр - это особый мир, где ребенок познает сущность добра и зла, приобщается к большому искусству. Дети нашего детского сада являются постоянными зрителями театральных постановок. театральной
О качестве дошкольного образования можно говорить только тогда, когда в нем присутствуют здоровьесберегающая и здоровье укрепляющая составляющие, поэтому одной из задач педагогического коллектива и коллектива нашей группы, является налаживание тесного сотрудничества с детской поликлиникой. Построено четкое взаимодействие этих институтов детства: с одной стороны, врач-педиатр, информирует родителей и педагогов о необходимости оказания помощи детям, с другой - медсестры детского сада активно включаются в деятельность поликлиники. В медицинских картах прослеживается физическое и психическое состояние ребенка с момента поступления в детский сад до выпуска в школу: антропометрия, динамика заболеваемости, переход из одной группы здоровья в другую, данные осмотра врачами специалистами.
Таким образом, воспитатели старших групп не могут сегодня успешно реализовывать свою деятельность и развивать воспитанников без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства.