Формирование учебной самостоятельности обучающихся в подростковой школе по системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова. Горчагова Галина Сергеевна, заместитель директора по УВР МОУ Пречистенская СОШ
Цель обучения подростковой школы: формирование учебной самостоятельности подростка, способного на заключительном этапе школьного образования построить собственную индивидуальную программу и выполнить ее
Этапы формирования учебной самостоятельности Начальный этап (1-4 кл.) Подростковый этап (7-9 кл.) Переходный этап (5-6 кл.) Этап самоопределения (10-11 кл.) Контрольно- оценочная самостоятельность младших школьников Построение индивидуальных образовательных маршрутов Индивидуальные образовательные программы старшеклассников Самостоятельность, инициативность, ответственность молодых людей Переходный этап (период адаптации к школе) Переходный этап (период осмысления и самоопределения)
Потребности саморазвития личности Самоутверждение Самовыражение Самоопределение Самореализация Безопасность
Федеральная экспериментальная площадка Международной академии наук педагогического образования; Базовая площадка ГОУ ЯО ИРО; Федеральная экспериментальная площадка Международной Ассоциации «Развивающее обучение»; Кандидат на статус «Федеральная экспериментальная площадка» МО РФ, Института образовательной политики «Эврика»;
В содержании образовательных областей: усилить поисково-исследовательский, проблемный характер предметного содержания; повысить роль проектной деятельности обучающихся; наметить возможные индивидуальные образовательные маршруты;
В организации образовательного процесса: перейти от классно-урочной системы обучения к системе концентрированного обучения; создать образовательные пространства (мастерские, творческие лаборатории) с целью помощи учащимся в освоении индивидуальных средств и способов учения; сосредоточить контрольно-оценочную деятельность учащихся на анализе и оценке способов и результатов собственной самостоятельной работы; перевести контрольно-оценочную деятельность учителя на помощь в освоении учащимися способов учения, на фиксацию исключительно достижений учащихся;
Концентрированное обучение неделя 1неделя 2неделя 3неделя4 месяц месяц погружение Мастерские и лаборатории рефлексия неделя 1
Индивидуальные образовательные траектории погружение Выбор заданий для самостояте льной работы Выбор пространств а действия Выбор формы презентаци и своих достижений П Р О Ф Ш И К Л О Ь Л Н А А Я
Портфолио инструмент, используемый при обсуждении результатов обучения с учащимися, педагогами, родителями; возможность для рефлексии учащимися собственной работы; подготовка и обоснование целей будущей работы; возможность рефлексии собственных изменений; возможность установить связи между предыдущим и новым знанием;
Подростковый этап развивающего образования Концентрирован- ное обучение Поисково- исследовательский характер содержания Самостоятельная индивидуальная работа учащихся Учебная самостоятель ность подростка Проектные формы учебного процесса Индивидуальные образовательные маршруты Уровневая безотметочная система оценивания учащихся