Министерство национальной экономики Республики Казахстан О проекте закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам кардинального улучшения условий для предпринимательской деятельности в Республике Казахстан» Астана, 2014 год
Проект Закона предусматривает: 1. реализацию структурных реформ, в том числе: 1.1. внедрение принципа переноса акцента таможенного контроля с этапа таможенной очистки на этап после выпуска товаров; 1.2. совершенствование института Уполномоченных экономических операторов; 2. Исполнение Указа Главы государства «О кардинальных мерах по улучшению условий для предпринимательской деятельности в Республике Казахстан», в том числе: 2.1. переход от плановых проверок на организацию проверок на основе оценки рисков, а также введение возможности страхования ответственности субъектов предпринимательства как альтернативы проверкам; 2.2. сокращение требований, подлежащих проверке при осуществлении государственного контроля и надзора; 2.3. упрощение процедур ликвидации МСБ; 2.4. усиление роли Национальной палаты предпринимателей, в том числе введение института уполномоченного по правам предпринимателей; 3. Исполнение иных поручений Президента, а именно: 3.1. реализация предложений бизнес-сообщества, выработанных в процессе ревизии законодательства на предмет выявления инертных норм; 3.2. реализация Концепции государственного регулирования предпринимательской деятельности до 2020 года Содержание законопроекта 2
3 1. СТРУКТУРНЫЕ РЕФОРМЫ с 1 января 2015 года получение отраслевых экспертиз проектно-сметной документации строительства объектов также предлагается осуществлять по принципу «одного окна» пересматриваются подходы к организации и проведению проверок в отношении предпринимателей. Дорожная карта упрощение таможенных процедур, а до конца 2015 года реализация принципа «одного окна» при экспортно-импортных операциях будут значительно сокращены сроки и количество процедур при получении разрешений на строительство и землепользование сроки регистрации предприятий, за исключением акционерных обществ, будут сокращены до 1 часа, предусматривается упростить процедуры ликвидации субъектов частного предпринимательства принцип «одного окна» для инвесторов, заключивших инвестиционный контракт по приоритетным инвестиционным проектам, а с 1 января 2016 года расширить его для всех инвесторов
1.1. Перенос акцента таможенного контроля с этапа таможенной очистки на этап после выпуска товаров предусматривает: 4 1. Построение таможенного контроля на этапе таможенной очистки товаров исключительно на основании рекомендации СУР 2. Сокращение документов, представляемых при таможенном декларировании товаров 3. Передачу отдельных контрольных мер и объектов контроля на этап после выпуска товаров 4. Внедрение заявительного принципа декларирования
1.1. Действующий таможенный контроль в РК II. Этап после выпуска товаров Недостатки: 1. Незначительный охват деклараций; 2. Дублирование контрольных функций ; 3. Отсутствие влияния результатов таможенных проверок на скорость таможенного оформления. I. Этап до выпуска товаров 5 Дополнительный контроль на основе СУР ( 34%) % документарный контроль Досмотр эффективность- 0.4% Осмотр эффективность - 0.3% Проверка стоимости эффективность - 39% Проверка кода товара эффективность - 0.6%
1.1. Предлагаемый таможенный контроль в РК II. Этап после выпуска товаров Преимущества: 1. Усиление функций пост-таможенного контроля; 2. Сокращение времени таможенной очистки товаров; 3. Использование результатов таможенных проверок в СУР при таможенной очистке. I. Этап до выпуска товаров 6 Э Л Е К Т Р О Н Н О Е Д Е К Л А Р И Р О В А Н И Е Проверка документов : Проверка таможенной стоимости Проверка кода товаров Проверка предоставления льгот Досмотр/ осмотр товаров Перенос на этап после выпуска Документаль ный контроль Разрешите льные документы через Е- лицензирование СУР (с учетом результатов проверок) Направление на таможенную проверку
1.2. Совершенствование института УЭО Уполномоченный экономический оператор (УЭО) – участник внешнеэкономический деятельности, чья деятельность получила одобрение таможенной администрации. (4 спец.упрощения) Участник ВЭД – кандидат в УЭО Действуют -91 УЭО (в т.ч. 11 свидетельств - производители). Приостановлено - 35 свидетельств. Отозвано -13 свидетельств. В Казахстане на сегодня Законопроектом предусматривается: Предлагаемые упрощения УЭО по уровню 1: 1) Временное хранение товаров у оператора; 2) Освобождение от обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов при транзите; 3) Первоочередной порядок оформления; 4) Освобождение от обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов при периодическом декларировании. Дополнительно предлагаемые упрощения УЭО по уровню 2: 1) Проведение таможенных операций, связанных с выпуском товаров у оператора; 2) Выпуск до подачи таможенной декларации; 3) Освобождение от внутреннего транзита. (7 спец.упрощений) 1-й уровень 2-й уровень Производитель – кандидат в УЭО (7 спец.упрощений) 7
2.1 Совершенствование государственного контроля СУР *1. Особый порядок проведения проверок (периодические проверки) 2. Отбор субъектов для проверки на основе оценки рисков *** (выборочные проверки) 3. Проверки по жалобам (внеплановые проверки) 4. Иные формы контроля **** ВысокийV **VVV Высокий или Средний VVV Средний или Незначите льный VV Незначите льный V * - в настоящее время СУР направлен на планирование проверок. Первоначально распределение по степеням риска осуществляется в отношении всех подконтрольных субъектов, а в последующем по результатам набранных баллов **- сфера деятельности наиболее высокого риска (атомная энергия, радиационная безопасность и др.) ***- отбор будет проводиться согласно Методике, которая в соответствии с Указом Главы государства будет принята до конца 2014 года ****- Иные формы контроля проводятся без посещения субъекта контроля, по результатам которого не возбуждается дело об административном правонарушении 8
2.1 Реформа санитарно- эпидемиологического надзора Особый порядок проведения проверок Выдача разрешительных документов Выдача санитарно- эпидемиологических заключений: На этапе проектирования Генеральных планов, планов детальной планировки и объектов высокой эпидемической значимости Внеплановые проверки Объекты высокой эпидемической значимости Контроль за соблюдением требований Санитарных правил Предлагаемая система Госсанэпиднадзора: Уведомления Объекты незначительной эпидемической значимости 1. по обращениям; 2. по фактам групповых отравлений и заболеваний С и с т е м а о ц е н к и р и с к о в 9
2.1 Реформа санитарно- эпидемиологического надзора Результат: Сокращение проверок на 60,1% Как есть Как будет 10
2.2 Сокращение требований, подлежащих проверке Во исполнение пункта 3 Указа Главы Государства Министерством национальной экономики совместно с Национальной палатой предпринимателей и экспертной группой проведена работа по сокращению требований, подлежащих проверке при осуществлении государственного контроля и надзора, предъявляемых к субъектам частного предпринимательства. По итогам ревизии требований 9 государственными органами сокращено 1810 требований из 5228, или 34,6% от общего количества требований. Основание: Результат: 11
2.2 Статистика сокращения требований в разрезе ГО Государственный орган Всего требований в ППСокращено требований% сокращения 1Министерство национальной экономики ,7% 2Министерство сельского хозяйства ,0% 3Министерство здравоохранения и социального развития ,2% 4Министерство культуры и спорта ,9% 5Министерство по инвестициям и развитию ,8% 6Министерство энергетики 8789,2% 7Министерство юстиции 2328,7% 8Министерство внутренних дел ,5% 9Министерство образования и науки Министерство финансов Национальный Банк 35Ставят на утрату, т.к. дублируется с МЗиСР 12
2.3 Упрощение ликвидации МСБ 13 Ликвидация упрощается следующим образом: Риски: ликвидация ИП у которых имеются долги и др. вопросы Риски: возможен сговор между аудиторскими организациями и субъектом частного предпринимательства Ликвидация на основе аудиторского заключения Уведомительный характер ликвидации ИП Минимизация рисков: четкая регламентация процедуры и введение ответственности аудиторских организаций Минимизация рисков: для ликвидированных таким образом ИП сохраняется срок исковой давности до 5 лет Результат: нововведение позволит упростить порядок ликвидации налогоплательщиков и сократить количество ликвидационных проверок, осуществляемых налоговыми органами, а также способствует расширению рынка и повышению спроса на услуги аудиторских организаций. Так, введение упрощенного порядка ликвидации на основе заключений аудиторских организаций позволит сократить количество ликвидационных налоговых проверок на 90%.
2.4 Усиление роли НПП 14 Усиление роли Национальной палаты предпринимателей будет реализовано путем введения института уполномоченного по защите прав предпринимателей (бизнес-омбудсмена) Функции омбудсмена: Представление, защита прав и законных интересов субъектов предпринимательства в государственных органах Республики Казахстан, международных организациях и зарубежных государствах, а также наделение права обращаться в суд с иском, обжаловать судебные акты, обращаться в суд с заявлением о приостановлении исполнения решения суда, вступившего в законную силу, принимать иные законные меры, направленные на восстановление нарушенных прав и законных интересов субъектов предпринимательства Порядок назначения и сроки полномочий: Уполномоченный назначается на должность Президиумом Национальной палаты по представлению Правления Национальной палаты сроком на 4 года Международный опыт: подобный опыт успешно зарекомендовал себя в таких странах как США и Великобритания, которые занимают лидирующие позиции в рейтинге делового климата.
3.1 Ревизия законодательства на инертные нормы Основание проведения ревизии: В целях реализации данного пункта Экспертной группой совместно с НПП проведена ревизия законодательства по выявлению норм, препятствующих развитию бизнеса, и представлены предложения из 410 позиций. исполнение пункта 17 Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 17 января 2014 года «Казахстанский путь-2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» Экспертная группа и НППМВК по разрешительной системе На заседаниях Межведомственной комиссии по вопросам совершенствования разрешительной системы одобрено 239 позиций, из которых на законодательном уровне 105 и на подзаконном уровне 134. В рамках законопроекта в 6 Кодексов и 17 Законов предусмотрены 47 поправок из
3.2 Анализ регуляторного воздействия Результат использования АРВ: обеспечение принятия оптимального решения с возможностью оценки его эффективности в последующем Анализ регуляторного воздействия является аналитической процедурой сравнения затрат и выгод с учетом потенциальных рисков, связанных с возможным введением регулирований Задачи АРВ: - четкое определение проблемы, которую нужно решить; - определение альтернативных методов решения проблемы; - оценка последствий принятия регулирования на решение проблемы и на издержки всех участвующих сторон; - определение измеримых индикаторов оценки проблемы и достижения целей государственного регулирования 16
3.2 Анализ регуляторного воздействия МНЭгосорганы Правительство МВК Проект НПА АРВ заключ ение Свой АРВ -Разработка НПА; - Подготовка АРВ -Проверка соблюдения процедур; - Подготовка заключения; -Подготовка альтернативного АРВ -Выработка рекомендаций по разногласиям -Принятие политического решения 17
Спасибо за внимание!