ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием системы государственного и муниципального заказа» (НОВАЯ РЕДАКЦИЯ 94-ФЗ И ИЗМЕНЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ) В соответствии с поручением Президента РФ от Пр-772 и поручением Председателя Правительства РФ от ВП-П
Система государственных торгов на закупку и продажу Федеральный информационный центр (ФИЦ) zakupki.gov.ru Поиск по всем государственным и муниципальным закупкам ПОИСК torgi.gov.ru Поиск по всем государственным и муниципальным продажам ПОИСК градостроительство концессии недра лесное хозяйство управл. комп. (ЖКХ) водопользование земельные участки охота рыболовство конфискат приватизация гос.имущество Общероссийский сайт государственных и муниципальных закупок Общероссийский сайт торгов на государственное и муниципальное имущество, природные и земельные ресурсы электронные площадки Контроль, Статистика, Экономический анализ Государственное и муниципальное имущество, земельные и природные ресурсы Государственные и муниципальные закупки товаров, работ и услуг 2
94-ФЗ как проект по модернизации страны 3 Размещение заказов без 94-ФЗ на примере закупок крупных госкомпаний и ЕМ* Размещение документации о закупке Размещение порядка оценки заявок Размещение результатов проведения закупки Размещение информации о заключении/исполнении контракта 35 %25 %17,5 %0 % * По данным 40 крупных компаний из 13 субъектов РФ 5. Всего за пять лет ( ) совокупная экономия бюджетов составила более 1 трлн. 132 млрд. руб. это новые возможности по приобретению необходимых товаров, а также строительству инфраструктуры. 2. Количество аккредитованных компаний на площадках – более 150 тыс. (ожидаемое количество до 300 тыс.) 4. Количество заказчиков на общероссийском портале – 208 тыс. 3. Количество выданных ЭЦП сотрудникам предпринимателей и заказчиков к концу 2011 года – более 1,5 млн. 1. Количество запросов интернет-пользователей к общероссийскому порталу - более 8 млн. в день
ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕДУР РАЗМЕЩЕНИЯ ЗАКАЗОВ* 4 Примечание: информация получена с официального сайта Данные представлены за период с 1 января 2011 г. по 31 июля 2011 г. Сравнение количества поданных заявок на участие в торгах Электронный аукцион является наиболее эффективным способом размещения заказа, который обеспечивает более высокую конкурентную среду по сравнению с конкурсом и позволяет получать большую экономию при заданном качестве продукции. Сравнение количества несостоявшихся торгов
Разница подходов к системе госзаказа Подход Минэкономразвития России Почему ФАС России считает это неприемлемым Заказчику нужно дать свободу в определении поставщиков и возможность произвольного изменения любых условий контрактов. Основной акцент – на результат. Если результат достигнут, то работа заказчика оценивается положительно, если результата нет, то заказчик несет ответственность. Важен не только результат, но и процесс его достижения, поскольку от этого зависит: конкурентная среда в госзаказе (5 трлн. рублей); равный доступ предпринимателей к госзаказу; поддержка и развитие малого бизнеса; борьба с коррупцией; экономия бюджетных средств. ИНАЧЕ при подходе Минэкономразвития России: не важно давали взятки или не давали, брали откаты или не брали, участвовали только «свои» компании или нет, ведь контракт исполнен, а как отбирался подрядчик не имеет никакого значения. При этом без конкурентной среды качества в госзаказе не будет, а будут контракты по завышенным ценам с постоянно снижающимся качеством. ФАС России считает, что процедура не всегда приводит к результату, но без процедуры качественный результат достигнут быть не может. Необходимо дополнить процедуры обоснованием начальных цен контрактов и анализом результата. 5
Наиболее острые вопросы 94-ФЗ Вопрос Ответ Демпинг, фирмы – однодневки В случае неисполнения контракта поставщик теряет денежные средства (финансовое обеспечение). С августа 2010 года вступили в действие поправки, исключающие некачественное финансовое обеспечение, фирмы- однодневки просто не смогут прийти на госзаказ. Перекупщики, посредники Зачастую дилеры (не прямые производители) предлагают существенно лучшие условия. Посредник может выиграть на электронном аукционе только если он предложит ту же продукцию дешевле производителя. При этом производители часто сами не приходят на торги. Возврат от экономической к административной (чиновничьей) предквалификации Законом предусмотрена предквалификация, но она зависит не от субъективного мнения чиновника, а от экономической возможности компании исполнить контракт (участник предоставляет банковскую гарантию, поручительство крупного юридического лица или денежный залог). Победитель определяется только по цене, а качество не учитывается. Не понятно, как закупать сложную (инновационную) продукцию Заказчик должен заранее провести анализ имеющейся продукции на рынке и определиться, какое качество ему надо. При этом качество предлагаемой продукции учитывается в первую очередь, т.к. допускаются к электронному аукциону только те, кто предлагает требуемое заказчиком качество, а побеждает тот, кто предложил его по минимальной цене. Недопустимо расходование бюджетных средств заказчиком, пока он не определится, что ему необходимо. 6
7 Результаты опроса строительных компаний* Из участвовавших в опросе строительных компаний 61% поддержали электронные аукционы в сфере строительства, конкурс поддержали - 31%. По мнению большинства предпринимателей электронный аукцион расширил возможности участия в заказах на строительство Снижение уровня коррупции отметили 51% предпринимателей * В опросе приняли участие 2132 строительных компании. Опрос проведен в июне 2011 г.
ЗАКОНОПРОЕКТ ФАС РОССИИ Быстрая административная процедура расторжения контракта при ненадлежащем его исполнении (всего за 10 дней) Централизованные реестры поручителей, выданных поручительств и банковских гарантий, размещаемые на общероссийском портале после проверки уполномоченным федеральным органом власти Централизация госзаказа - размещение заказов преимущественно через уполномоченные органы: переход от заказчиков к уполномоченных органов 8 Установление дополнительных требований к участнику размещения заказа на основе исполнения предыдущих контрактов по госзаказу Детальная регламентация всех стадий размещения заказа: от планирования и размещения заказа до исполнения и анализа полученных результатов РЕШЕНИЕ КЛЮЧЕВЫХ ПРОБЛЕМ ГОСЗАКАЗА Возможность проведения короткого электронного аукциона (извещение о заказе за 4 рабочих дня до аукциона) Введение защитных мер для заказчика от действий недобросовестных поставщиков (финансовая защита всех контрактов, снижение финансовой нагрузки на добросовестных поставщиков) Детальная процедура обоснования начальной (максимальной) цены контракта