СОВРЕМЕННЫЙ УРОК В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ
Повестка 1. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения (Малыгина Н.Н., заместитель директора по УВР). 2. Особенности учебного занятия в начальной школе с позиций и требований ФГОС НОО (из опыта работы учителя начальных классов Акимовой С.В.). 3. Особенности учебного занятия в 5-х классах с позиций и требований ФГОС ООО (из опыта работы учителя истории Моисеенко Л.И., учителя биологии и географии Бенуж Е.М.). 4. Рефлексия как инструмент формирования метапредметных умений (Волкова Н.М., педагог- психолог).
Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения
Урок - клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке. М.Скаткин
Большинство обучающихся не способны самостоятельно добывать информацию, планировать и анализировать свою деятельность, ставить цели и проводить рефлексию. На уроках не развивается гибкость и глубина мышления. У обучающихся слабо развито логическое и образное мышление. Многие обучающиеся не владеют навыками запоминания. Слабо развиты логические операции: сравнение, анализ, обобщение, классификация. У учителей нет единых требований по формированию универсальных учебных действий.
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут: анализировать свои действия; самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия; отличаться мобильностью; быть способны к сотрудничеству; обладать чувством ответственности.
В педагогической литературе последних лет лишь Ю.А. Конаржевский дает определение современному уроку. По его мнению, современный урок - это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.
Стандарт (2004 г.) Образование для жизни ФГОС Образование на протяжении всей жизни Чем отличается идеология, структура, требования, содержание ФГОС от стандартов 2004 года, каким будет портрет выпускника школы?
Современный урок – это урок, характеризующийся следующими признаками : Главной целью урока является развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания. На уроке реализуется личностно- ориентированный подход к обучению. На уроке реализуется деятельностный подход к обучению. Организация урока динамична и вариативна. На уроке используются современные педагогические технологии.
Какие требования предъявляются к современному уроку: хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание. учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока; урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками; учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся; вывод делают сами учащиеся; минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; время сбережение и здоровьесбережение; в центре внимания урока - дети; учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей; умение демонстрировать методическое искусство учителя; планирование обратной связи; урок должен быть добрым.
Традиционный урок Современный урок В центре внимания - ученик Проблемное обучение, групповая работа Ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Ориентировка на среднего ученика Репродуктивные методы
Планируемые результаты: три основные группы результатов Планируемые результаты: три основные группы результатов ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: внутренняя позиция школьника; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение моральных норм; Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знака-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие Основы научных знаний Опыт предметной Де по получению и преобразованию нового знания Предметные и метапредметные действия с материалом Универсальные учебные действия
Стандарт преподавательских умений Компетентность в планировании и подготовке уроков высокий темп работы концентрация и переключение внимания учеников многообразие форм презентации материала Компетентность в управлении классом максимальная включённость всех учеников разнообразие форм работы и заданий сотрудничество между учителем и детьми Максимальное соответствие потребностям учеников максимальный учет индивидуальных потребностей учащихся использование творческих заданий Обеспечение активности и самостоятельности учеников самостоятельная работа в группах и парах эмоциональная вовлечённость учеников построение коммуникации между учениками индивидуальная работа и обратная связь Использование разнообразных методов оценивания разнообразие инструментов оценивания оценивание для управления учебным процессом партнёрское, групповое и индивидуальное самооценивание дифференциация заданий по сложности и объёму
Спасибо! Всем счастья, здоровья, любви! Успехов!
Так мы учили, а может еще учим?
Приемы работы, формирующие УУД, экскурсии, поиск дополнительного материала на заданную тему, обмен мнениями, выявление спорных вопросов, выступление перед аудиторией, обсуждение в группах и пр.
ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА: 1. Организационный – организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина. 2. Целевой – постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы. 3. Мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всем курсе. 4. Коммуникативный – уровень общения учителя с классом. 5. Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п. 6. Технологический – выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса и т.п. 7. Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса. 8. Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.
Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы: предъявить противоречивые факты, теории; обнажить житейское представление и предъявить научный факт; использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».