Тенденции инклюзивного образования. Статистика современной школы.
Инклюзивное образование - это процесс обучения детей с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательной (массовой) школы. дети, проживающих в малоимущих семьях Основные задачи: - обеспечить равное отношение ко всем детям; - дать полноценное качественное образование; - обеспечить успешную социализацию детей. Основные задачи: - обеспечить равное отношение ко всем детям; - дать полноценное качественное образование; - обеспечить успешную социализацию детей.
В дошкольных учреждениях имеют первую и вторую группу здоровья от 62 до 75% детей, в начальных классах от 50 до 60% детей, в старших классах лишь 28-40%. В дошкольных учреждениях имеют первую и вторую группу здоровья от 62 до 75% детей, в начальных классах от 50 до 60% детей, в старших классах лишь 28-40%. Рост заболеваемости детей по классам болезней в 2014 году : первое место занимают заболевания органов дыхания, второе - заболевания органов пищеварения, третье - заболевания глаз и его придаточного аппарата, четвертое место - заболевания кожи и подкожной клетчатки пятое место травмы и отравления. Рост заболеваемости детей по классам болезней в 2014 году : первое место занимают заболевания органов дыхания, второе - заболевания органов пищеварения, третье - заболевания глаз и его придаточного аппарата, четвертое место - заболевания кожи и подкожной клетчатки пятое место травмы и отравления. Общая заболеваемость детей в возрасте 0-14 лет в 2014 году по сравнению с 2012 годом выросла на 2,7%. Показатель общей заболеваемости детей подросткового возраста по сравнению с 2012 годом выросла на 6,2%. По итогам Всероссийской диспансеризации доля здоровых детей составляет - 33,89%, Увеличилось вдвое количество детей, имеющих хроническую патологию и инвалидность. Общая заболеваемость детей в возрасте 0-14 лет в 2014 году по сравнению с 2012 годом выросла на 2,7%. Показатель общей заболеваемости детей подросткового возраста по сравнению с 2012 годом выросла на 6,2%. По итогам Всероссийской диспансеризации доля здоровых детей составляет - 33,89%, Увеличилось вдвое количество детей, имеющих хроническую патологию и инвалидность. Общий анализ заболеваемости детей и подростков в РФ Ряд значимых патологий в структуре заболеваемости детей и подростков непосредственно связан с неблагоприятными факторами воздействия образовательной среды.
Частота детской инвалидности в России (данные Федеральной базы по детям ОВЗ 2014 г.) В РФ насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. (2% детского населения) I место - психические расстройства и расстройства поведения (25,02%), II место – болезни нервной системы (22,47%) III место- врожденные аномалии развития (20,6%), IY место - инфекционные и соматические заболевания (20,2%). В РФ насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. (2% детского населения) I место - психические расстройства и расстройства поведения (25,02%), II место – болезни нервной системы (22,47%) III место- врожденные аномалии развития (20,6%), IY место - инфекционные и соматические заболевания (20,2%). Инвалидность преимущественно формируется: при соматической патологии - к летнему возрасту; при психической – к возрасту лет. Инвалидность преимущественно формируется: при соматической патологии - к летнему возрасту; при психической – к возрасту лет. Возраст % 0 – 4 года 16,75 5 – 9 лет 28,46 10 – 14 лет – 17 лет 22,8 Всего 100
Международные документы «Конвенция о правах ребенка», 1989 г. « Декларация тысячелетия», принятая на 53 сессией ВОЗ в 2003 г «Стратегические направления улучшения здоровья и развития детей и подростков», приняты ВОЗ в 2003 Европейская стратегия «Здоровье и развитие детей и подростков». Саламанская Декларация лиц с особыми потребностями принятая Всемирной Конференцией по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество. Международные документы «Конвенция о правах ребенка», 1989 г. « Декларация тысячелетия», принятая на 53 сессией ВОЗ в 2003 г «Стратегические направления улучшения здоровья и развития детей и подростков», приняты ВОЗ в 2003 Европейская стратегия «Здоровье и развитие детей и подростков». Саламанская Декларация лиц с особыми потребностями принятая Всемирной Конференцией по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество. Нормативная база. Документы РФ: Конституция Российской Федерации ; Федеральный закон 273 «Об образовании» от 2012 г. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Федеральный закон. «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации». Федеральный закон «Основы законодательства по охране здоровья граждан РФ». Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений». Федеральный закон. «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации». Концепция развития системы здравоохранения в РФ до 2020 года. Документы РФ: Конституция Российской Федерации ; Федеральный закон 273 «Об образовании» от 2012 г. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Федеральный закон. «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации». Федеральный закон «Основы законодательства по охране здоровья граждан РФ». Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений». Федеральный закон. «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации». Концепция развития системы здравоохранения в РФ до 2020 года.
Основные формы при осуществлении инклюзивного обучения в массовой школе - Частичная (фрагментарная) интеграция – это посещение занятий в массовой школе, содержание которых ребенку доступно и соответствует его возможностям. В остальное время они обучаются по индивидуальной программе, но в помещениях массовой школы. - Комбинированная интеграция – это посещение занятий в течение всего дня в классе вместе с обычными детьми, но, кроме того, посещает коррекционно-развивающие занятия у специалистов.
Основные преимущества инклюзии: Педагоги общего и специального преподавания делят обязанности в планировании, проведении и оценке уроков и занятий. Используются технологии оценки эффективности инклюзивного образования. У детей с ОВЗ появляются возможности для получения, обобщения и передачи коммуникативных и других необходимых для жизни навыков. Коррекционная индивидуальная помощь не отделяет и не изолирует ребенка от общего коллектива детей. Адаптация в детском коллективе ненавязчива и не способствует выработке отрицательных стереотипов. Возможность активного и постоянного участия детей с ОВЗ во всех мероприятиях общеобразовательного и воспитательного процессов.
Основные особенности инклюзивной среды в МБОУ СОШ8 Налаженное взаимодействие с партнерскими организациями Система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в школе; Система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в школе; Принимающая атмосфера, особая культура школьного сообщества; Создание специальных условий для детей с ОВЗ Система предпрофессиональной подготовки школьников Обученная команда специалистов;
Принципы инклюзивного образования в МБОУ СОШ8 комплексность - ребенок, попавший в интегративную среду в раннем возрасте, не должен быть лишен общества обычных сверстников ни на каком этапе своего взросления; непрерывность - построена инклюзивная образовательная вертикаль «начальная школа – основная школа»; – профессиональная компетентность – отработан эффективный механизм подготовки, переподготовки и методического сопровождения всех педагогов и специалистов, участвующих в инклюзивном образовании. преемственность – все специалисты школы открыты к сотрудничеству и обмену опытом, информация о развитии ребенка на каждой ступени образования фиксируется в ИОМ, ДДН
Основные условия функционирования инклюзивного ОУ. Создание в ОУ здоровье сберегающей обучающей и воспитательной среды Преемственность в учебно-воспитательном процессе Непрерывность учебно-воспитательного и оздоровительного процессов. Разнообразие форм и методов обучения и воспитания Личностно-ориентированный подход в учебно-воспитательной и оздоровительной деятельности. Обеспечение медико-психологического сопровождения образовательного и оздоровительного процессов. Организация мониторинга за динамикой состояния физического и психологического здоровья детей. Создание в ОУ здоровье сберегающей обучающей и воспитательной среды Преемственность в учебно-воспитательном процессе Непрерывность учебно-воспитательного и оздоровительного процессов. Разнообразие форм и методов обучения и воспитания Личностно-ориентированный подход в учебно-воспитательной и оздоровительной деятельности. Обеспечение медико-психологического сопровождения образовательного и оздоровительного процессов. Организация мониторинга за динамикой состояния физического и психологического здоровья детей.