Антимонопольное регулирование и контроль на рынках нефтепродуктов Федеральная антимонопольная служба Д.Н. Махонин, Начальник Управления контроля ТЭК ФАС России
Структура рынков нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации (2013 год) 2 ВИНК: (77,6%) независимые (22,4%) АБ ДТ Мазут ВИНК: (92,38%) независимые (7,62%) ВИНК: (79,60%) независимые (20,40%) ВИНК: (79,60%) независимые (29,64%) ВИНК: ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Газпром нефть», ОАО «Лукойл», ОАО АНК «Башнефть», ОАО «Татнефть», ОАО «Сургутнефтег аз», ЗАО «ННК» АК ВИНК: (более 70%) независимые
3 Проблемы внутреннего рынка нефти и нефтепродуктов Нарушение антимонопольного законодательства Недостаточное производство светлых нефтепродуктов, отвечающих требованиям законодательства Российской Федерации Создание дискриминационных условий, препятствий доступу на рынок
Практика рассмотрения дел о нарушении нефтяными компаниями антимонопольного законодательства В период с 2008 по 2012 гг. ФАС России было рассмотрено три «волны» антимонопольных дел в отношении ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Газпром нефть», ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «ТНК-ВР Холдинг» и ОАО АНК «Башнефть» и установлены в том числе следующие виды злоупотребления коллективным доминирующим положением: - установление монопольно высоких цен на нефтепродукты, - создание дискриминационных условий, - асимметрия внутренних и мировых цен (повышательные тенденции – транслируются без особых задержек и с большой степенью корреляции, понижательные тенденции – со значительной задержкой и с меньшей степенью корреляции). -предметом рассмотрения также являлась деятельность электронной торговой площадки. ФАС России совместно с ФСФР России были проведены проверки деятельности ЗАО «СПбМТСБ» НП «МБНК»), а также ЗАО «Биржа «Санкт-Петербург», в рамках которых было установлено: - отсутствие анонимности торгов, - совершение сделок между лицами, входящими в одну группу лиц, - выставление продавцами заявок на продажу партий крупных объемов, -нарушение порядка определения победителей биржевых торгов нефтепродуктами. По результатам рассмотрения дел были наложены штрафы в размере более 500 млн.евро и выданы предписания об устранении нарушений, но что более важно, с учетом практики применения антимонопольного законодательства, начала формироваться нормативно- правовая база, направленная на развитие биржевой торговли 4
Статистика возбужденных дел территориальными органами ФАС России, по признакам нарушения антимонопольного законодательства на рынках нефти и нефтепродуктов* (2008 – 2013 годы) *По данным ведомственной периодической отчетности ФАС России 5
6 Торговые политики нефтяных компаний Согласована Согласована Согласована Согласована 2012 На рассмотрении Согласована Цели подписание торговых политик Обеспечение максимальной прозрачности процесса сбытовой деятельности Компаний для существующих и потенциальных покупателей, регулирующих органов, сотрудников Компаний и иных заинтересованных лиц. Предупреждение нарушений действующего законодательства Российской Федерации. Информирование о политике Компании в сфере реализации нефтепродуктов на оптовых рынках в Российской Федерации, в том числе о порядке выбора контрагентов и ценообразования. Организационное обособление по видам деятельности предприятий, которые занимаются оптовой реализацией и розничной реализацией нефтепродуктов. Обеспечение недискриминационных условий доступа на оптовый рынок автомобильных бензинов и оказания услуг по хранению нефтепродуктов, реализация нефтепродуктов на условиях, позволяющих соблюсти периодичность и равномерность отгрузок с НПЗ с учетом предоставления логистических возможностей для покупателей. На рассмотрении
Результаты изменений в законодательстве С учетом практики применения антимонопольного законодательства, начала формироваться нормативно-правовая база, направленная на развитие биржевой торговли. Были приняты: были внесены поправки в Федеральный закон от ФЗ «О защите конкуренции» («Третий антимонопольный пакет»), который вступил в силу 6 января 2012 года и в рамках которого устанавливаются требования к формированию рыночной цены на биржевых торгах. Исполнение данных требований позволит сформировать объективный рыночный индикатор на нефтепродукты. были внесены поправки в Федеральный закон от ФЗ «О защите конкуренции» («Третий антимонопольный пакет»), который вступил в силу 6 января 2012 года и в рамках которого устанавливаются требования к формированию рыночной цены на биржевых торгах. Исполнение данных требований позволит сформировать объективный рыночный индикатор на нефтепродукты. федеральный закон от ФЗ «Об организованных торгах» в соответствии с которым, в том числе, деятельность электронных торговых площадок (ЭТП), как организатора торгов, с 2014 года будет регулировать, контролировать и лицензировать ФСФР России (Служба Банка России по финансовым рынкам). 7
Биржевые индексы. Принципы проведения конкурентных организованных торгов («третий антимонопольный пакет»): «Третий антимонопольный пакет»: приказ ФАС России от 26 июня 2012 года 409 «Об утверждении Порядок предоставления бирже списка аффилированных лиц хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, аккредитованным и (или) участвующим в торгах (в том числе путем подачи заявок на участие в торгах брокеру, брокерам)». постановление Правительства Российской Федерации от «Об утверждении Критериев регулярности и равномерности реализации товара на бирже для отдельных товарных рынков, на которых обращаются нефть и (или) нефтепродукты». 16 июля 2013 года вступил в силу совместный приказ ФАС России и Минэнерго России «Об установлении минимальной величины продаваемых на биржевых торгах нефти и нефтепродуктов, производимых и (или) реализуемых хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующих товарных рынках, и утверждении Требований к биржевым торгам, в ходе которых заключаются сделки с нефтью и (или) нефтепродуктами хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующих товарных рынках» 8
9 Внебиржевой индекс Постановлением Правительства Российской Федерации от утверждено Положение о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах Зарегистрировано в 2013 году: Сделки – ; Объем – 75,5 млн.тн.; 38% от производства нефтепродуктов в России Экспорт: сопоставимые цены зарубежных рынков (Netback) I n =(P n -TR n -E n +T n )*(1+V n ) I n – значение Индекса на n-ую дату расчета; P n – котировка нп в центре международной торговли, пересчитанная в тонну;Tr n – суммарные транспортные и логистические затраты; E n – ставки по экспортным пошлинам, приходящиеся на 1 метрическую тонну; T n – сумма акциза, приходящаяся на 1 метрическую тонну;V n – ставка НДС. Биржевой индекс 16 июля 2013 года вступил в силу совместный приказ ФАС России и Минэнерго России «Об установлении минимальной величины продаваемых на биржевых торгах нефти и нефтепродуктов…» Результаты 2013 года: Продано на спот рынке НП – 13,5 млн.тн.; Оборот торгов НП – млрд.руб.; Число участников – компания; Кол. закл. на бирже сделок – ед.; Ср. объем сделки – 254 тонны Ценовой арбитраж между индексами цен сопоставимых зарубежных рынков, внебиржевых сделок и биржевых цен позволит сформировать внутренний индикатор цен на нефтепродукты.,
10 Проблемы соблюдения установленных правил Биржевой индекс Внебиржевой индекс Высокий сезонная волатильность
11
12
Регулярной и равномерной признается продажа на биржевых торгах при соблюдении одновременно следующих условий: Продавец распределяет годовые объемы реализации нефтепродуктов на бирже по месяцам календарного года, равномерно по дням и торговым сессиям, планы по реализации на бирже нефтепродуктов за 3 до начала месяца размещаются на официальных сайтах продавца и биржи; Виды биржевого товара определяются с учетом установленных биржей видов нефти и нефтепродуктов, базисов поставки, сроков и способов исполнения обязательств; Минимальная величина продаваемых на бирже нефтепродуктов должна составлять не менее 10% от объема реализации на внутреннем рынке Российской Федерации 13 ФАС России, в пределах своей компетенции осуществляет мониторинг соблюдения компаниями закрепленных правил поведения и при наличии оснований принимает соответствующие меры антимонопольного реагирования. ФАС России в сентябре 2013, руководствуясь статьей 39.1 Закона о защите конкуренции, вынесла предупреждения ОАО «Газпром», ОАО АНК «Башнефть» и ОАО «Газпром нефть» о необходимости устранить признаки нарушения антимонопольного законодательства, выражавшихся в навязывании хозяйствующим субъектам невыгодных условий договора поставки автомобильных бензинов, а также экономически и технологически необоснованном отказе от заключения договора поставки автомобильных бензинов (пункты 3 и 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).
? Совершение сделки Заявки на покупку независимых хозяйствующих субъектов Заявки хозяйствующих субъектов группы лиц ОАО «ЛУКОЙЛ» на покупку Заявки хозяйствующих субъектов группы лиц ОАО «ЛУКОЙЛ» на продажу рублей за тонну рублей за тонну 15 апреля 2014 ФАС России вынесла предупреждение ОАО «ЛУКОЙЛ» о необходимости в срок до 20 мая 2014 года устранить признаки нарушения антимонопольного законодательства, проявившихся в навязывании хозяйствующим субъектам невыгодных условий договора поставки нефтепродуктов, а также экономически и технологически необоснованном отказе от заключения договора поставки нефтепродуктов (пункты 3 и 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от ФЗ «О защите конкуренции»).
15 Дата заключен ия сделки Время сделки Время лучшего предложения Время лучшего спроса Объем сделки, тонн Цена сделки, руб./т. Покупате ль abs(время спр. - время пред.) 1 сек 30 июля 14:08: :08: :08: Компания августа 12:03: :03: Компания 1 540
16
Объемы производства основных нефтепродуктов крупнейшими нефтяными компаниями, реализация их на биржевых торгах ЗАО "СПбМТСБ" и объемы договоров поставки, по которым произошло неисполнение обязательств или продление сроков поставки, тыс. тонн 17
18 Предложения Вывоз компаниями некоторых видов нефтепродуктов, профицитных на внутреннем рынке Российской Федерации, с обязательством последующего ввоза дефицитных видов моторного топлива в Российскую Федерацию («своп-операции») с освобождением участников сделки от уплаты соответствующих ввозных/вывозных пошлин, в количестве, эквивалентном вывезенным нефтепродуктам. Закрепить на законодательном уровне порядок обязательности согласования временного вывода объектов по производству нефтепродуктов в ремонт их собственниками и иными законными владельцами, предусмотрев ответственность лиц, нарушающих установленный порядок. Закрепить обязанность всех хозяйствующий субъектов осуществляющих переработку российской нефти на Белорусских НПЗ, путем обеспечения нефтяными компаниями неукоснительного соблюдения Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь всеми хозяйствующими субъектами, как российскими так и белорусскими, в части обязательности поставок нефтепродуктов на внутренний рынок Российской Федерации в объемах закрепленных указанным Соглашением, в том числе с соблюдением регулярности и равномерности таких поставок. Обеспечить контроль за наличием нефтепродуктов (автомобильных бензинов и дизельного топлива) у нефтяных компаний и проработать вопрос оперативного задействования топливных ресурсов (автомобильных бензинов и дизельного топлива) Росрезерва. Совершенствование законодательства
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! fas.gov.ru FAS-book rus_fas fasovka anticartel.ru 19