Федеральное агентство лесного хозяйства Департамент лесного хозяйства по Центральному федеральному округу Начальник Департамента лесного хозяйства по Центральному федеральному округу Е.С. Трунов «Анти-браконьерский» Федеральный закон 415-ФЗ. Положения. Первые результаты. Что дальше делать?
ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗРАБОТКИ ЗАКОНА «ОБ УЧЕТЕ ДРЕВЕСИНЫ» случаев незаконной рубки 1 млн куб м 9,1 млрд руб «ущерба» 59% раскрываемость 0,01% взыскание в бюджет случаев незаконной рубки 1 млн куб м 9,1 млрд руб «ущерба» 59% раскрываемость 0,01% взыскание в бюджет За 2013 год Причина – отсутствие системы учета, движения и собственника древесины Следствие – отсутствие системы учета, движения и собственника древесины К каждому дереву «лесника не поставишь» Каждый «лесовоз в лесу не поймаешь» Борьба с причинами, а не следствием Решение – устранить (минимизировать) причину нелегального оборота древесины
3 Основные положения 415-ФЗ Объект учета Объемы древесины (круглых лесоматериалов) для переработки или перепродаже. Документы не являются объектом учета. Договоры не являются объектом учета. Принцип работы Нельзя переработать или перепродать древесины больше, чем заготовил самостоятельно или купил официально Сфера применения закона Оборот древесины как «бизнес». Заготовка гражданами древесины для собственных нужд граждан не предмет регулирования закона Запреты закона Нельзя отчуждать древесины для собственных нужд граждан Нельзя вывозить на экспорт без маркировки бревна Нельзя перевозить древесину без сопроводительного документа Нельзя продавать древесину, незадекларирован сделку Сроки закона Принят Реальные «результаты» в году, в виде дополнительного начисления налогов и предъявления штрафов за незаконную предпринимательскую деятельность
Основные этапы внедрения и реализации 415-ФЗ 01 ИЮЛЯ 2014 ГОДА Обязательное наличие сопроводительного документа – ШТРАФ через 6 месяцев при транспортировке древесины 01 ЯНВАРЯ 2015 ГОДА Обязательность учета всей срубленной древесины – ШТРАФ через 6 месяцев Поштучная маркировка дуба, бука и ясеня при экспорте Подача лесной декларация и отчета об использовании лесов в электронном виде Административная ответственность за отсутствие сопроводительного документа 01 ИЮЛЯ 2015 ГОДА Декларирование сделок с древесиной Административная ответственность за невнесение сведений о сделках, не предоставление сведений 01 ФЕВРАЛЯ 2014 ГОДА ЕГАИС «Учет древесины и сделок с ней» Запрет на отчуждение древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд + 6 МЕСЯЦЕВ С МОМЕНТА ВСТУПЛЕНИЯ НОРМЫ – ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ Этап 1 Этап 2 Этап 3 Этап 4
5 СТРУКТУРА 415 ЗАКОНА (лесная часть) НОВЫЕ ГЛАВЫ ЛЕСНОГО КОДЕКСА Глава 2.1. Учет и маркировка древесины Глава 2.2. Транспортировка древесины и учет сделок с ней Глава 2.3. Информационная система учета древесины и сделок с ней НОВЕЛЛЫ 415 ЗАКОНА Регулирует, впервые, отношения «за пределами» лесов Применяется ко всей древесине, независимо от места рубки Вводит обязательность учета всей срубленной древесины Требует наличия сопроводительного документа при перевозке древесины Обязует подавать декларацию о сделках с древесиной Вводит информационную систему учета древесины и сделок с ней - ЕГАИС «Учет древесины» Запрещает отчуждение древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд Требует поштучной маркировки дуба, бука и ясеня при экспорте Обеспечивает подачу лесной декларации и отчета об использовании лесов в электронном виде Вводит административную ответственность за нарушение закона и изъятие незаконной древесины
6 СТРУКТУРА 415 ЗАКОНА (КоАП Российской Федерации) НОВАЯ СТАТЬЯ. «Статья Нарушение требований лесного законодательства об учете древесины и сделок с ней» Не внес сведения, нет декларации о сделке – ШТРАФ ( ) Чиновник в течение 3-х суток не внес сведения – ШТРАФ ( ) Нарушение порядка учета древесины («не так считал, березу вместо ели написал») - ШТРАФ Ч.1. Ч.2. Ч.3. Должностные лица - от 5 тысяч до 20 тысяч рублей; ИП - от 7 тысяч до 25 тысяч рублей; Юр.лица - от 100 тысяч до 200 тысяч рублей. Должностные лица (гос.служащие или сотрудники учреждений) - от 5 тысяч до 20 тысяч рублей (за каждый случай). Должностные лица - от 25 тысяч до 35 тысяч рублей; Юр.лица - от 200 тысяч до 400 тысяч. Нет маркировки ценной древесины на экспорт – ШТРАФ ( ) Отсутствие (неправильное заполнение) сопроводительного документа - ШТРАФ Ч.4. Ч.5. Должностные лица - от 30 тысяч до 40 тысяч рублей с конфискацией древесины либо без таковой; Юр.лица - от 300 тысяч до 500 тысяч рублей с конфискацией древесины либо без таковой Должностные лица - от 30 тысяч до 50 тысяч рублей с конфискацией древесины и (или) лесовоза; Юр.лица - от 500 тысяч до 700 тысяч рублей с конфискацией древесины и (или) лесовоза.
7 Порядок заполнения сопроводительного документа с , через 2 недели ШТРАФ!!! ПОЛНЫЙ АДРЕС ПУНКТОВ ОТПРАВЛЕНИЯ И НАЗНАЧЕНИЯ КОЛИЧЕСТВО (ШТУК) ЗАПОЛНЯТЬ ПРИ ЭКСПОРТЕ НАЛИЧИЕ ПЕЧАТИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА ИЛИ ИП – НЕ НУЖНО (спорно…) ПОДПИСЬ МАТЕРИАЛЬНО- ОТВЕТСТВЕННОГО ЛИЦА – НУЖНА сопроводительный документ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ документом строгой отчетности
8 Декларация о сделке – что такое? Сведения из декларации о сделке с древесиной являются сведениями ежемесячного отчета по задекларированным объемам – объемам фактически полученной древесины подается в двухстороннем порядке и продавцом и покупателем подается в течение 5 рабочих дней со дня заключения договора подается не позднее чем за сутки до транспортировки древесины подается Оператору ЕГАИС учета древесины только в форме электронного документа подается по каждому договору в отдельности по которому приобретается или отчуждается древесина подается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями осуществляющими сделки с древесиной вносятся изменения о фактическом объеме транспортировки древесины в течение действия договора, на основании которого указанная декларация была подана, но не реже одного раза в месяц внесение изменений допускается только при наличии технических ошибок Сделка – это документированный переход права собственности (купля-продажа, взаимозачет, дарение) на древесину определенной породы, сортимента, объема, качества и иных характеристик. Временное хранение не является сделкой
Цели и задачи проведенных учений по организации межведомственного взаимодействия на территории Центрального Федерального округа Цель 1. Предупреждение Задачи: - «приучить» всех лесопользователей и перевозчиков древесины к обязательности наличия и правильности заполнения сопроводительного документа; - исключить необоснованное привлечение к административной ответственности добропорядочных лесопользователей и перевозчиков Цель 2. Организация взаимодействия Задачи: - создать и отработать на практике схемы и способы передачи информации и обмена базами данных о правах пользования лесом между регионами и ведомствами; - сформировать межведомственные оперативные группы и отработать на практике их взаимодействие при контроле перевозке круглых лесоматериалов Цель 3. Пропаганда Задачи: - «донести» до каждого заготовителя и перевозчика, что нарушение закона приведет к проблемам «потом»; - закон направлен на борьбу с нелегальным оборотом древесины, а его полное действие предусмотрено в 2017 году - сопроводительный документ не является объектом учета
10 Анализ проведения учений по проверке соблюдения перевозчиками требований 415-ФЗ
11 Нормативные, организационные и технические мероприятия для реализации 415-ФЗ с Определить уполномоченный орган Определить перечень должностных лиц Урегулировать трудовые отношения Обеспечить принятие решение высшего исполнительного органа государственной власти о наделении полномочиями конкретного органа исполнительной власти, уполномоченного на реализацию положений 415-ФЗ 1. Определить лиц, уполномоченных составлять протоколы и рассматривать дела по статье Определить лиц, ответственных за внесение сведений в портал ЕГАИС 3. Определить должностных лиц, уполномоченных отпускать древесину и подписывать сопроводительный документ 1. Внести изменения в служебные контракты и трудовые договоры (при необходимости) 2. Дополнить должностные регламенты (инструкции) новыми полномочиями и обязанностями 3. Уведомить региональные отделения профсоюзов Блок 1. Нормативно-правовое обеспечение
12 Нормативные, организационные и технические мероприятия для реализации 415-ФЗ с Блок 2. Организационные мероприятия Сформировать и «вычистить» реестры лесопользования Осуществить межведомственный и межрегиональный обмен реестрами Определить формат взаимодействия между ведомствами и регионами Арендаторов по форме 24-ОИП 2. ДКП при уходе за лесами и сан.рубкам 3. ДКП для собственных нужд граждан 4. ДКП по исключительным случаям Реестры формировать с учетом опыта эксплуатации АРМ ДКП в АИС 1. Обобщить «реестры» в один «файл» - база данных (БД) 2. Определить должностных лиц, ответственных за обмен БД между ведомствами и регионами 3. Сформировать БД и обеспечить работу с ней РДС ЛХ 4. Передать БД в диспетчерские ГИБДД 1. Согласовать количество и места стационарных постов 2. Утвердить персональный состав межведомственных групп 3. Определить места «временного хранения» ТС с нарушениями сопроводительного документа 4. Установить сроки проведения тренинга (учений) «Отработать» схему межведомственного и межрегионального взаимодействия Единый справочник контактов задействованных в тренинге 2. Схему оповещения и обмена информацией 3. Мобильные версии «реестра» (ноутбук, планшет) 4. Ежедневные «оперативки» ответственных сотрудников
13 Нормативные, организационные и технические мероприятия для реализации 415-ФЗ с Проведение рейдовых мероприятий Контроль перевозки древесины Контроль учета древесины Рейд по местам заготовки древесины арендаторами, исполнителями работ по ОЗВЛ 2. Рейды по местам заготовки древесины для собственных нужд граждан 3. Рейд по местам рубки лесных насаждений, при использовании лесов по статьям ЛК РФ 1. Совместные дежурства на стационарных и временных постах на дорогах общего пользования 2. Совместные дежурства на въезде на площадки скупки древесины и левые пилорамы 3. Совместные дежурства на пунктах отгрузки древесины железных дорог 1. Внеплановые проверки лесничеств на предмет своевременности внесения сведений о заключенных договорах 2. Проверка правильности обмера и учета древесины, заготавливаемой гражданами для собственных нужд 3. Проверка правильности обмера и учета древесины, заготавливаемой арендаторами Блок 3. Технические мероприятия Обеспечение работы ЕГАИС Обучение сотрудников и арендаторов 2. Получение доступа в WEB-портал 3. «Чистка» 24-ОИП и АИС ГЛР 4. Подключение каналов «устойчивого» Интернет
14 Что такое ЕГАИС? ЕГАИС Единая государственная автоматизированная информационная система Российской Федерации по учету древесины и сделок с ней Срок разработки 2015 год. Концепция. Структура. Архитектура. Серверная и сетевая часть. Софт. Информ.защита. Аттестация Начало работы С WEB-портал прообраза ЕГАИС Что необходимо? Для работы с WEB-порталом с необходимо: ПК + интернет + логин и пароль Кто получит доступ? Вносить сведения: СРФ+лесничества+лесопользовтаели Смотреть базы данных: Рослесхоз+ДЛХ по ФО+СРФ Проверить сведения: Рослесхоз+МВД+ФТС+ДЛХ по ФО+СРФ
15 Портал «ЕГАИС» Тестовый вариант: 1. Рослесхоз логин: rlh пароль: gtngtn 2. Сотрудник МВД логин: mvd пароль: gtngtn 3. Сотрудник ФТС логин: fts пароль: gtngtn