Познавательно-исследовательский проект Олишевко Натальи Юрьевны-воспитатель Чёрная Елена Юрьевна-воспитатель МБДОУ ЦРР- ДС «Крепыш» г. Ноябрьск
Форма проведения: индивидуальная (совместно с родителем). Проблемный вопрос: «Зачем цветы на Земле?»
Актуальность проекта: Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять. Цель: раскрыть секреты одуванчика.
ЗАДАЧИ: формировать интерес к познавательно- исследовательской деятельности; формировать представления об одуванчике как о цветке, умение сохранять здоровье с помощью лекарственных цветов; развивать наблюдательность, творческие способности ребенка, расширять кругозор; воспитывать желание беречь и защищать природу; обогащать и активизировать словарный запас.
Легенда о цветах "Одуванчик" Когда я родилась, то первое, что увидела, было солнышко, а вокруг зеленая трава. Солнышко улыбнулось мне, погладило своими тёплыми лучиками и подарило мне платьице золотистого цвета. А мягкая травушка - муравушка подарила мне зеленые листочки. И теперь мы с ними большие друзья. Просыпается солнышко – и я просыпаюсь. Ложится солнышко спать – и я закрываю свою солнечную головку. А травка защищает меня от сильного ветра. Если идёт дождь, одуванчик прячет свою головку. А выглянет солнышко, цветочки опять тянут к нему свои головки и говорят: «Здравствуй, солнышко!»
Одуванчик одним из первых появляется весной. Одуванчик так любит солнышко, что не отводит от него взгляда – поворачивает вслед за ним свою головку-цветок.
С кем дружит одуванчик?
У одуванчика много друзей-насекомых. К одуванчику любят прилетать бабочки, чтобы своим хоботком попить сладкого нектара.
Божья коровка ползает по лепесткам цветка, выискивая тлю.
Спешат к одуванчику шмели и осы, они тоже очень любят вкусный нектар. А пчелы делают одуванчиковый мед – густой и ароматный.
У одуванчика много тайн.
Зимой корешки одуванчика находятся в земле, там они спят до весны.
Весной в почве оживает корешок, а над землей появляется розетка из молодых листьев.
Затем из листовой розетки появляется цветочный стебелек с бутоном.
Цветок распускается. Желтая головка одуванчика – это целая корзиночка маленьких цветков, собранных вместе.
Проходит время, и желтые лепестки сменяют белые серебристые пушинки. Белые пушинки - это семена. Дунет ветер - семена, словно парашютики, разлетаются далеко-далеко в разные стороны, падают на землю. А с приходом весны появляются новые одуванчики, чтобы снова встретиться с солнышком.
Носит одуванчик Желтый сарафанчик. Подрастёт - нарядится В беленькое платьице: Лёгкое, воздушное, Ветерку послушное.
Осенью листочки одуванчика готовятся к зиме, начинают желтеть и вянуть.
Какую пользу приносит одуванчик?
Одуванчик – лекарственное растение. Для лечения кашля и улучшения аппетита используют листья и корни одуванчика.
А из цветков одуванчика варят очень вкусное целебное варенье.
Из высушенных корней изготавливают здоровый и полезный напиток, похожий на кофе, но при этом более полезный.
Молодые листья практически лишены горечи, используются для приготовления салатов и борщей.
Одуванчик пользуется широкой популярностью и в народной косметике: маска из его свежих листьев питает, увлажняет и омолаживает кожу, а настой цветков отбеливает веснушки и пигментные пятна.
Игра На что похож одуванчик
Люди называют одуванчик – природным барометром. Еще до рассвета чувствует цветок, какой будет день, если хмурая и дождливая погода, то цветок не раскроется, если солнечная, то цветки раскрываются в 6 часов утра и до 2-3 часов дня золотятся его головки.
Аппликация из салфеток «Солнечный цветок» станет замечательным подарком для любимой мамочки.
ОБОБЩЕНИЕ: Давайте не будем срывать одуванчики и сохраним красоту. Да и пчелки нам спасибо скажут, что сберегли для них цветы. Будем любоваться красотой этого чудесного цветка!
Предварительная работа: поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Одуванчики»; знакомство с рассказом М. Пришвина «Золотой луг»; разучивание стихов и физкультминуток об одуванчике, загадывание загадок; прослушивание музыки М. Протасова «Одуванчики»; подготовка рисунков о строении цветка; наблюдение за изменениями, которые происходят с одуванчиком в разное время года; изготовление аппликации "Солнечный цветок".
Ожидаемый результат: развитие познавательного интереса ребенка, расширение представлений о цветах; положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природе, к цветам, которые окружают ребенка; готовность участвовать в практических делах по улучшению природной среды (посадка, уход за цветами); сформировались навыки культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней.