Повторение и обобщение по теме «Лексика». ПУТЕШЕСТВИЕ в СЛОВО Учитель русского языка и литературы Анашкина Наталья Владимировна МКОУ БГО Ульяновская СОШ
Цель: в игровой форме с использованием новых образовательных технологий повторить сведения, полученные в разделе «Лексика».
Задачи: 1)Продолжить работу по формированию системы знаний по лексике и культуре речи. 2)Формировать умения использовать полученные знания в различных речевых ситуациях. 3)Развивать навыки построения речевого высказывания и связного текста с учётом лексического значения слова. 4)Воспитывать любовь и бережное отношение к слову.
В стране родного языка Не всё известно нам пока, Но путешествовать начнём - И сами до всего дойдём.
Учитель. Я встретила гонца из далёкого прошлого. Он путешествует во времени, но не может продолжить путь, пока не найдёт ответ: «Почему в далёком прошлом, получая в подарок эти два предмета, одни плакали, другие – веселились?». В руках у гонца были камень и цветок. Огласите своё решение.
Камень можно расценивать как угрозу. Цветок – недолгая жизнь. А с другой стороны, камень – стойкость, цветок – процветание. Поэтому трудно понять, что именно тебе желают: добра или зла.
Учитель. Это правильное решение, гонец может продолжить свой путь. Один и тот же предмет истолкован по- разному, значит, начнётся война или укрепятся взаимоотношения, зависит только от того, как истолкуют значение предметов. Ошибки неизбежны. Но, к счастью, предметное письмо сменилось письменностью.
И появилось Слово! – Бытия основа – Всему начало и венец.
Понимать друг друга люди стали гораздо лучше. А сможем ли мы их понять? Во время раскопок нашли старинные записи. Что написано в этих бесценных свитках? Расшифруйте эти записи.
Брадобрей очи десница ланиты выя чело баталия уста глаголет перст
брадобрей – парикмахер; очи – глаза; десница – рука; ланиты – щеки; выя – шея; чело – лоб; баталия – битва; уста – губы; глаголет – говорит; перст – палец.
Учитель. Вы справились, молодцы. А теперь – вывод. В лексике такие слова называют устаревшими. Они ушли из активного употребления. Но обращаться с ними надо очень бережно.
Известный историк прошлого века профессор Б.К. Котляревский заметил, что иногда именно устаревшие слова – «единственный свидетель былой жизни народа».
Окунёмся в атмосферу загадочного 18 века, века просвещения и бурного развития языка. Уже тогда Ломоносов указал две функции языка: 1)функцию общения людей; 2)функцию оформления мыслей.
Вслушайтесь в слова Пушкина: Под голубыми небесами, Великолепными коврами, Блестя на солнце, Снег лежит… До сих пор красивее о зиме никто не сказал…
Учитель. Скажите, всегда ли надо возвращать то, что берётся в долг? Слова, пришедшие к нам из другого языка, не только не надо возвращать, но язык-носитель приветствует их активное использование другими языками. А теперь небольшой тест. Как называются такие слова:
1. Чужие. 2. Заимствованные. 3. Занятые. 4. Не наши.
Слова, пришедшие в наш язык из другого языка, называются заимствованными. И ничего плохого в заимствованиях нет. Так, в 13 веке из греческого языка к нам пришло слово КОСМОС.
Обратимся к этимологическому словарю. КОСМОС – мир, Вселенная, изначально – порядок в противовес хаосу. А в 60-е годы 20 века мы обогатили свой язык однокоренными: космонавт, космический, космодром, космонавтика. Эти слова мы считаем своими.
КОСМОС – мир, Вселенная, изначально – порядок в противовес хаосу космонавт, космический, космодром, космонавтика
Это интересно: В 18 веке в наш язык из французского пришло слово «косметика». В Этимологическом словаре читаем: КОСМЕТИКА – французское, изначально восходит к греческому слову «искусство украшения», связанному с «космос» - порядок.
Вывод. С точки зрения этимологии, эти слова близки, так как обозначают ПОРЯДОК.
Продолжим наше путешествие. Хорошую речь хорошо и слушать - гласит народная мудрость. Говорить о выразительности речи, не вспомнив фразеологизмы, нельзя. Наряду с пословицами, поговорками, они, словно жемчугом, пересыпают нашу речь. Вы их знаете, поэтому легко справитесь с заданием. Я предлагаю вашему вниманию слайды- иллюстрации часто употребляемых фразеологизмов. А вы называете этот фразеологизм и его значение. Итак, «Кто быстрее?»
Ученики. Спустя рукава (небрежно, кое-как) Как курица лапой (небрежный почерк) Море по колено (ничего не страшно) Волчий аппетит (очень сильный аппетит) Класть зубы на полку (нуждаться) Носом к носу (близко столкнуться) Как кошка с собакой (в постоянной ссоре) Как с гуся вода (все нипочем, безразлично)
Человеческий язык – удивительное, неповторимое чудо. Слово заслуживает любви и уважения. Давайте и мы посвятим ему стихотворение – синквейн.
СЛОВО. Родное, выразительное. Успокоит, научит, вдохновит. Доброе слово – дверь в душу. Богатство.
Наше путешествие подошло к концу. Что же мы повторили сегодня? Мы говорили о слове, и в связи с этим вспомнили такие понятия:
СЛОВО ЛЕКСИКА НЕОЛО- ГИЗМЫ ЭТИМОЛОГИЧЕС- КИЙ СЛОВАРЬ ЗАИМСТВОВАН- НЫЕ СЛОВА ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА УСТАРЕВШИЕ СЛОВА ФРАЗЕО- ЛОГИЗМЫ
Наше путешествие было насыщенным, мы проделали большую работу. А теперь самое время вспомнить слова И.С. Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками».
Рефлексия. - Что нового узнали на уроке? - Что считаете особенно важным для себя? - Что вы сделали очень хорошо? - Над чем нам всем вместе ещё надо поработать? Самостоятельная творческая работа. Напишите своё высказывание о русском языке. Это будет ваше обращение к тем, кто будет жить через сотни лет. Какой наказ вы им дадите?
Домашнее задание. Написать небольшое сочинение- рассуждение «Путешествие в страну слов».
Литература. Русский язык. 6 класс. Москва, «Просвещение» 2009 год. Картинки взяты с сайтов: images.yandex.ru vsyaanimaciya.ru klub-drug.ru Школа kartinki.html images.yandex.ru vsyaanimaciya.ru klub-drug.ru Школа kartinki.html