«Развитие рынка труда и содействие занятости населения города Москвы на гг.» «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Москве на гг.» «Развитие оптовой и розничной торговли, общественного питания и бытовых услуг города Москвы на гг.» «Развитие Москвы как Международного финансового центра на гг.» «Реструктуризация и стимулирование развития промышленности в городе Москве на гг.» Ответственные исполнители: Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики Шаронов А.В. Департамент экономической политики и развития города Москвы «СТИМУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ» п о д п р о г р а м м ы
Промышленность, торговля (включая сектор малого бизнеса) обеспечивают около 50% производства ВРП, а также более 40% рабочих мест в городе
В Москве сформирована крупнейшая в России инфраструктура потребительского рынка и услуг, которая обеспечивает более 17% оборота розничной торговли России. Численность работающих в сфере торговли и услуг составляет более 1,3 млн. человек, каждый четвертый трудоспособный москвич занят в данной отрасли.
Оборот, млрд руб.Оборот, млрд руб.Оборот, млрд руб.Оборот, млрд руб % (986) Занятость, тыс. чел.Занятость, тыс. чел.Занятость, тыс. чел.Занятость, тыс. чел % (1344) 20% (375) Структура МСП в Москве, 2009 г. 13% Малый бизнесМалый бизнесМалый бизнесМалый бизнес Прочие Налоговые отчисления в бюджет МосквыНалоговые отчисления в бюджет МосквыНалоговые отчисления в бюджет Москвы 9% ЗарплатыЗанятость 34% Малые предприятия Микро предприятия и индивидуальные предприятия Средние предприятия Доля малого бизнеса в экономике Москвы, 2010 г. 73% (3436) 6%(284)7%(132) Малый и средний бизнес (МСП) играет важную роль в экономике Москвы: - Обеспечивает примерно 9–10% налоговых отчислений в бюджет города. - Обеспечивает около 2 млн. рабочих мест.
Индекс промышленного производства в 2010 году составил 101,5%, в I полугодии 2011 г. – 112,7%. Численность занятых в промышленности – 659,9 тыс.человек, в т.ч. в обрабатывающих производствах – 579,2 тыс.чел. (87,8%). Доля обрабатывающих производств в общем объеме отгруженной продукции – 66,1%.
Численность занятого населения города Москвы – 6059,3 тыс. человек. Доля занятого населения в численности экономически активного населения- 98,6%. Уровень общей безработицы (по методологии Международной организации труда – МОТ) – 1,7%. Коэффициент напряженности на рынке труда города Москвы - 0,43.
Основные целевые индикаторы программы 2016 к 2010 (в %) ВРП128,9 ВРП на 1 занятого в экономике130,5 Инвестиции145,5 Промышленное производство138,5 Товарооборот132,5 Реальная зарплата126,7 Реальные денежные доходы населения 120,4 Стратегическая цель - достижение уровня экономического и социального развития, характерного развитым экономикам. Основная цель программы - увеличение валового регионального продукта на основе развития высокотехнологичных отраслей экономики, сферы услуг, модернизации пользующихся спросом производств, реструктуризации неконкурентоспособных и низкоэффективных предприятий и технологических циклов. Сокращение числа и упрощение административных процедур при организации бизнеса и реализации инвестиционных проектов Стимулирование деловой активности и поддержка бизнеса Развитие конкурентной среды Совершенствование инфраструктуры, способствующей развитию бизнеса Организация подготовки и переподготовки кадров, перераспределения трудовых ресурсов в пользу высокоэффективных отраслей При достижении целевых показателей валовой продукт на душу населения при сохранении курса рубля достигнет 45 тыс.долл. (более 65 тыс.долл. по паритету покупательной способности) Основные задачи программы
Подпрограмма «Развитие рынка труда и содействие занятости населения города Москвы на гг.» Цель подпрограммы - содействие рационализации структуры трудовой занятости населения города Москвы с учетом приоритетов развития экономики города Москвы Информационно – аналитическое обеспечение развития рынка труда и сферы занятости населения города Москвы Содействие гражданам в получении работы с достойным уровнем оплаты труда Обеспечение оптимизации привлечения иностранной рабочей силы на рынок труда города Москвы Содействие формированию трудовых ресурсов в соответствии с потребностями экономики города Москвы Обеспечение безопасных условий труда в организациях города Москвы различных форм собственности Повышение качества и доступности услуг учреждений государственной службы занятости населения, социальной и материальной поддержки безработных граждан, развитие социального партнерства в сфере занятости населения города Москвы Основные задачи подпрограммы
Целевые индикаторы (показатели) подпрограммы Уровень регистрируемой безработицы0,7% от экономически активного населения Доля трудоустроенных граждан в общей численности граждан, обратившихся в службу занятости с целью поиска подходящей работы 61,7% Доля трудоустроенных граждан, относящихся к категории инвалидов, в общей численности граждан, относящихся к категории инвалидов, обратившихся в службу занятости с целью поиска подходящей работы 40,8% Численность выпускников, завершивших профессиональное обучение в отчетном году по образовательным программам всех уровней профессионального образования, состоящих на регистрационном учете в качестве безработных на конец 2016 года 705 человек Численность граждан, прошедших профессиональное обучение при содействии государственной службы занятости населения (за 5 лет) 265,7 тыс. человек Численность граждан, зарегистрировавших предпринимательскую деятельность при содействии государственной службы занятости (за 5 лет) 5760 человек Доля иностранных работников в численности занятого населения города Москвы3,2% Количество вновь созданных и модернизированных рабочих мест в организациях города Москвы В соответствии с государственными программами города Москвы Число аттестованных по условиям труда рабочих мест в бюджетных организациях города Москвы (за 5 лет) 431 тыс. единиц Коэффициент напряженности на рынке труда0,38
Подпрограмма «Развитие оптовой и розничной торговли, общественного питания и бытовых услуг города Москвы на гг.» Цель подпрограммы - максимально полное удовлетворение потребностей населения путем обеспечения эффективного развития инфраструктуры отрасли посредством создания благоприятных условий для роста предпринимательской активности и сбалансированного развития различных форматов торговли, общественного питания, бытовых услуг 1. Сбалансированное развитие и размещение в городе различных форматов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, в том числе сетевых, малых, семейных, специализированных магазинов, кафе, ресторанов, иных предприятий. Разработка и утверждение отраслевых территориальных схем 2. Создание прозрачного механизма правового регулирования отрасли торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Устранение излишних административных барьеров, упрощение условий ведения бизнеса с целью выведения предприятий отрасли из «теневого» сектора 3. Создание единой прозрачной информационной среды, обеспечивающей максимальную доступность информации о товарах, услугах и сферах приложения предпринимательской активности 4. Внедрение комплексного мониторинга и прогнозирования состояния продовольственной безопасности в городе 5. Создание условий для обеспечения качества и безопасности товаров и услуг, внедрения стандартов работы и обслуживания предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, ориентированных на становление города как международного финансового и торгового центра 6. Предоставление всем категориям потребителей возможности выбора максимально широкого ассортимента качественных товаров и услуг (общественного питания и бытового обслуживания) по доступным ценам. Обеспечение помощи социально незащищенным категориям граждан 7. Обеспечение доступности торговой инфраструктуры и инфраструктуры услуг для маломобильных граждан и граждан с ограниченными возможностями 8. Создание условий для широкого вовлечения жителей города в предпринимательскую деятельность в сфере торговли, общественного питания и бытовых услуг, а также для их трудоустройства на предприятия отрасли Основные задачи подпрограммы
Обеспеченность предприятиями торговли (торговыми площадями), кв.м. на 1 тыс. жителей, с разбивкой на объекты шаговой доступности, объекты межрайонной инфраструктуры, объекты общегородской инфраструктуры Обеспеченность предприятиями общественного питания, посадочных мест на 1 тыс. жителей Обеспеченность предприятиями бытового обслуживания, рабочих мест на 1 тыс. жителей Вклад в ВРП, % Оборот розничной торговли, млрд. руб. Удельный вес организованного рынка в формировании оборота розничной торговли, % Объем налоговых поступлений в бюджет города Москвы от предприятий отрасли, млрд. руб. Доля современных форматов торговли в организованном обороте, % Доля дистанционной торговли, % Степень удовлетворенности потребителей (CSI) Доля скоропортящейся свежей продукции в розничном обороте продуктов питания Доля малого и среднего бизнеса (с разбивкой на розничную, оптовую торговлю, общественное питание и бытовые услуги), осуществляющего деятельность в стационарных помещениях.
Развитие МСП в секторах экономики, обладающих высоким потенциалом для предпринимательской деятельности Стимулирование и внедрение инноваций в малых и средних предприятиях Увеличение количества новых прибыльных МСП Стимулирование МСП Москвы к повышению прозрачности своей деятельности и создание необходимых для этого условий Стратегическая цель - стимулировать развитие МСП в секторах экономики, обладающих высоким потенциалом для предпринимательской деятельности и инноваций, с целью обеспечения устойчивого развития города и роста благосостояния населения Основные цели подпрограммы
В целях обеспечения доступа к финансовым ресурсам: Создание программ финансирования потребностей МСП на условиях прозрачности и состязательности Содействие расширению доступа МCП к финансированию В целях обеспечения доступа МСП к площадям и инфраструктуре поддержки: Обеспечение площадей для МСП (офисные, производственные и иные площади) Обеспечение актуальной информации о доступных площадей для МСП В целях формирования благоприятной деловой среды предпринимательской деятельности: Дальнейшее упрощение административных процедур для МСП Защита прав и законных интересов МСП и оказание правовой поддержки В целях поддержки сбыта продукции на российском и зарубежных рынках: Содействие в продвижении продукции МСП на региональные и зарубежные рынки Поддержка МСП в участии в государственном заказе В целях развития культуры предпринимательства, обучения персонала и консультирования: Реализация современных образовательных программ, отвечающих потребностям МСП, и консультирование МСП Популяризация предпринимательской деятельности В целях поддержки инновационного развития МСП: Создание программ поддержки инновационной деятельности МСП Поддержка МСП в коммерциализации новых технологий Основные задачи подпрограммы
Целевые индикаторы (показатели) подпрограммы: Увеличение оборота целевых секторов экономики Москвы за счет МСП Увеличение уровня производительности труда в МСП города Увеличение количества МСП, выходящих на уровень прибыльности в течение трех лет с момента создания Увеличение доли МСП в структуре налоговых поступлений Москвы
Цель подпрограммы – развитие высокотехнологичных отраслей промышленности в целях увеличения ВРП Модернизация действующих производств Создание новых производств (прямые инвестиции) Переориентация территорий под другие цели Стимулирование кооперации между промышленными предприятиями и малым бизнесом Количественные (рост ): Количество модернизированных предприятий Объем инвестиций в основной капитал Объем прямых иностранных инвестиций Выручка с единицы площади Выработка на одного занятого в производстве Собранные налоги Качественные: Усиление кооперации между крупными предприятиями и МСП Улучшение качества жизни горожан Подпрограмма «Реструктуризация и стимулирование развития промышленности в городе Москве на гг.» Основные задачи подпрограммы
Подпрограмма «Развитие Москвы как Международного финансового центра» Цель подпрограммы - развитие возможностей города для функционирования Москвы как международного финансового центра Формирование в городе инженерной и социальной инфраструктуры, соответствующей международным стандартам и качеству жизни; Обеспечение безопасности пребывания юридических и физических лиц на территории города. Задачи подпрограммы будут решаться путем реализации мероприятий в рамках других государственных программ: «Развитие транспортной системы», «Развитие коммунально-инженерной инфраструктуры», «Столичное здравоохранение», «Столичное образование», «Жилище», «Охрана окружающей среды», «Культура Москвы», «Спорт Москвы», «Развитие индустрии отдыха и туризма», «Безопасный город», «Градостроительная политика».
Увеличение доли финансового сектора в структуре валового регионального продукта; Развитие крупных инфраструктурных проектов внутри города и прилегающих областях; Создание новых рабочих мест в финансовой сфере, повышение уровня квалификации персонала; Увеличение доли налоговых доходов от финансовой деятельности на территории города в общем объеме налоговых доходов.