Его благословил сам Пастернак
Цели урока 1. Познакомить учащихся с творчеством поэта А.А.Вознесенского. 2. Развивать креативные способности учащихся. 3. Воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного.
Пастернак и Вознесенский Борис Леонидович Пастернак (1890 – 1960), великий русский писатель и поэт, лауреат Нобелевской премии 1958 года за роман «Доктор Живаго». Он написал на обложке книги с текстом переведённого им «Фауста»: «Второе января 1957 года, на память о нашей встрече у нас дома 1-го января. Андрюша, то, что Вы так одарены и тонки, то, что Ваше понимание вековой преемственности счастья, называемой искусством, Ваши мысли, Ваши вкусы, Ваши движения и пожелания так часто совпадают с моими, - большая радость и поддержка мне. Верю в Вас, в Ваше будущее. Обнимаю Вас – Ваш Б. Пастернак.»
Семья поэта А.Вознесенского. Андрей Андреевич Вознесенский родился 12 мая 1933 года в Москве. Отец - Андрей Николаевич Вознесенский ( ), участник строительства крупнейших гидроэлектростанций - Братской, Ингурской. Фамилия ясно указывает на происхождение из духовного сословия. Прапрадед Андрея Андреевича, Андрей Полисадов был архимандритом, настоятелем Благовещенского муромского собора на Посаде. Мать - Антонина Сергеевна Вознесенская, урожденная Пастушихина ( ) - тоже из Владимирской области. Здесь, в Киржаче, провел часть детства будущий поэт. Во время войны эвакуированные из Москвы мать с Андреем жили в зауральском Кургане. Супруга - Зоя Борисовна Богуславская, известная писательница, кино- и театральный критик, инициатор и координатор премии "Триумф". Андрей Андреевич Вознесенский родился 12 мая 1933 года в Москве. Отец - Андрей Николаевич Вознесенский ( ), участник строительства крупнейших гидроэлектростанций - Братской, Ингурской. Фамилия ясно указывает на происхождение из духовного сословия. Прапрадед Андрея Андреевича, Андрей Полисадов был архимандритом, настоятелем Благовещенского муромского собора на Посаде. Мать - Антонина Сергеевна Вознесенская, урожденная Пастушихина ( ) - тоже из Владимирской области. Здесь, в Киржаче, провел часть детства будущий поэт. Во время войны эвакуированные из Москвы мать с Андреем жили в зауральском Кургане. Супруга - Зоя Борисовна Богуславская, известная писательница, кино- и театральный критик, инициатор и координатор премии "Триумф"."Триумф"
Начало творческого пути молодого поэта. Тяга к поэзии проявилась у Андрея Вознесенского еще в юности. Детские стихи Андрей Андреевич никогда не упоминает, хотя, очевидно, они уже обнаруживали талант. Недаром Борис Леонидович Пастернак, получив их по почте от четырнадцатилетнего мальчика, пригласил его к себе и затем приблизил. Андрей окончил Московский архитектурный институт (1957) и получил специальность архитектора. Но его жизнь уже полностью принадлежала литературному творчеству. В 1958 г. его стихи появляются в периодике, а начиная с поэмы "Мастера" (1959), поэзия Вознесенского стремительно ворвалась в поэтическое пространство современности, получив признание миллионов читателей. "Ваше вступление в литературу - стремительное, бурное, я рад, что до него дожил», - так писал Пастернак из больницы. В то время поэтические вечера в зале Политехнического музея стали собирать полные залы, поэты привлекали многотысячные аудитории на стадионы, стали кумирами миллионов. И одним из первых в этой замечательной плеяде был Андрей Вознесенский. Его сборники моментально исчезали с прилавков, каждое новое стихотворение становилось событием. В 1960 году выходят первые сборники стихов поэта - "Парабола" и "Мозаика". Пребывание в США (1961) отразилось в цикле стихов "40 лирических отступлений» из поэмы "Треугольная груша" (1962). Тяга к поэзии проявилась у Андрея Вознесенского еще в юности. Детские стихи Андрей Андреевич никогда не упоминает, хотя, очевидно, они уже обнаруживали талант. Недаром Борис Леонидович Пастернак, получив их по почте от четырнадцатилетнего мальчика, пригласил его к себе и затем приблизил. Андрей окончил Московский архитектурный институт (1957) и получил специальность архитектора. Но его жизнь уже полностью принадлежала литературному творчеству. В 1958 г. его стихи появляются в периодике, а начиная с поэмы "Мастера" (1959), поэзия Вознесенского стремительно ворвалась в поэтическое пространство современности, получив признание миллионов читателей. "Ваше вступление в литературу - стремительное, бурное, я рад, что до него дожил», - так писал Пастернак из больницы. В то время поэтические вечера в зале Политехнического музея стали собирать полные залы, поэты привлекали многотысячные аудитории на стадионы, стали кумирами миллионов. И одним из первых в этой замечательной плеяде был Андрей Вознесенский. Его сборники моментально исчезали с прилавков, каждое новое стихотворение становилось событием. В 1960 году выходят первые сборники стихов поэта - "Парабола" и "Мозаика". Пребывание в США (1961) отразилось в цикле стихов "40 лирических отступлений» из поэмы "Треугольная груша" (1962).
Отношение власти к творчеству поэта. Уже тогда наиболее прозорливые знатоки поняли, что в лице Вознесенского Россия получила нечто ранее не бывавшее. Уже тогда они говорили, что остросовременная, новаторская, во многом экспериментальная поэзия Андрея Вознесенского воплощает в себе своеобразный синтез лирики и философского начала, музыкальности и бьющей в набат тревоги. Необычный ритм стиха, дерзкие метафоры, тематические "порывы" ломали устоявшиеся каноны "благополучной" советской поэзии. Именно поэтому еще громче и чаще слышались злобные вопли советских ортодоксов и просто завистников. Сохранился плакат, выпущенный огромным тиражом, где рабочий выметает метлой "идеологический мусор", в котором наиболее заметна книжечка с названием "Треугольная груша». В марте 1963 года Н.С.Хрущев, Первый секретарь ЦК КПСС и Председатель Совета Министров СССР собрал в Кремле "представителей художественной интеллигенции". На трибуну был вызван Вознесенский. Он не успел сказать и нескольких слов, когда Хрущев обрушился на молодого поэта с яростной руганью, с угрозами выслать его из страны. По стране началась кампания проработок и разоблачений. Вознесенский решил на всякий случай не появляться в Москве, скитаясь по стране, где всегда находились его почитатели. Ему повезло, что еще до хрущевской ругани он успел побывать за границей. После снятия Хрущева у Вознесенского с властью складываются двойственные отношения. Его выпускают за границу, но только изредка, далеко не на все приглашения, которые он получает. Его печатают, но чаще не печатают. Каждый его сборник моментально исчезает из магазинов (часть тиража просто забирает себе номенклатура). За три десятка лет критика писала о нем считанные разы. Уже тогда наиболее прозорливые знатоки поняли, что в лице Вознесенского Россия получила нечто ранее не бывавшее. Уже тогда они говорили, что остросовременная, новаторская, во многом экспериментальная поэзия Андрея Вознесенского воплощает в себе своеобразный синтез лирики и философского начала, музыкальности и бьющей в набат тревоги. Необычный ритм стиха, дерзкие метафоры, тематические "порывы" ломали устоявшиеся каноны "благополучной" советской поэзии. Именно поэтому еще громче и чаще слышались злобные вопли советских ортодоксов и просто завистников. Сохранился плакат, выпущенный огромным тиражом, где рабочий выметает метлой "идеологический мусор", в котором наиболее заметна книжечка с названием "Треугольная груша». В марте 1963 года Н.С.Хрущев, Первый секретарь ЦК КПСС и Председатель Совета Министров СССР собрал в Кремле "представителей художественной интеллигенции". На трибуну был вызван Вознесенский. Он не успел сказать и нескольких слов, когда Хрущев обрушился на молодого поэта с яростной руганью, с угрозами выслать его из страны. По стране началась кампания проработок и разоблачений. Вознесенский решил на всякий случай не появляться в Москве, скитаясь по стране, где всегда находились его почитатели. Ему повезло, что еще до хрущевской ругани он успел побывать за границей. После снятия Хрущева у Вознесенского с властью складываются двойственные отношения. Его выпускают за границу, но только изредка, далеко не на все приглашения, которые он получает. Его печатают, но чаще не печатают. Каждый его сборник моментально исчезает из магазинов (часть тиража просто забирает себе номенклатура). За три десятка лет критика писала о нем считанные разы.
Но несмотря на замалчивание, неизменным оставалось восторженное почитание поклонников - от "шестидесятников" до современной молодежи - проявляющееся во всегда переполненных залах, где проходили выступления поэта, в ценах "черного рынка" на сборники, в переписанных от руки текстах, в сочинениях смелых десятиклассников. Перу А.А.Вознесенского принадлежит два десятка сборников прозы и стихов, в том числе "Треугольная груша", "Антимиры" (1964), "Ахиллесово сердце" (1966), "Взгляд" (1972), "Дубовый лист виолончельный" (1975), "Витражных дел мастер" (1976), "Соблазн" (1978), "Избранная лирика" (1979), "Безотчетное" (1981), "Прорабы духа" (1984), "Ров" (1986), "Аксиома Самоиска" (1990), "Видеомы" (1992) (тираж 1000 экземпляров), "Casino "Россия"" (1997), "На виртуальном ветру" (1998), "Страдивари сострадания" (1999), а также "Девочка с пирсингом", "Жуткий кризис "Суперстар"", "Гадание по книге"и другие. В 1993 году в журнале "Дружба народов" опубликован безразмерный молитвенный сонет "Россия воскресе". В 1983 году вышло собрание сочинений в 3-х томах. В настоящее время издательство "Вагриус" приступило к выпуску 5-томного собрания сочинений поэта. Но несмотря на замалчивание, неизменным оставалось восторженное почитание поклонников - от "шестидесятников" до современной молодежи - проявляющееся во всегда переполненных залах, где проходили выступления поэта, в ценах "черного рынка" на сборники, в переписанных от руки текстах, в сочинениях смелых десятиклассников. Перу А.А.Вознесенского принадлежит два десятка сборников прозы и стихов, в том числе "Треугольная груша", "Антимиры" (1964), "Ахиллесово сердце" (1966), "Взгляд" (1972), "Дубовый лист виолончельный" (1975), "Витражных дел мастер" (1976), "Соблазн" (1978), "Избранная лирика" (1979), "Безотчетное" (1981), "Прорабы духа" (1984), "Ров" (1986), "Аксиома Самоиска" (1990), "Видеомы" (1992) (тираж 1000 экземпляров), "Casino "Россия"" (1997), "На виртуальном ветру" (1998), "Страдивари сострадания" (1999), а также "Девочка с пирсингом", "Жуткий кризис "Суперстар"", "Гадание по книге"и другие. В 1993 году в журнале "Дружба народов" опубликован безразмерный молитвенный сонет "Россия воскресе". В 1983 году вышло собрание сочинений в 3-х томах. В настоящее время издательство "Вагриус" приступило к выпуску 5-томного собрания сочинений поэта.
А. Вознесенский из книги «Соблазн», 1979 г. Не понимать стихи – не грех. Не понимать стихи – не грех. «Ещё бы,- говорю,- ещё бы…» «Ещё бы,- говорю,- ещё бы…» Христос не воскресал для всех. Христос не воскресал для всех. Он воскресал для посвящённых. Он воскресал для посвящённых. Чтоб стало достояньем всех, Чтоб стало достояньем всех, Гробница, опустев без тела, Гробница, опустев без тела, Как раковина или орех,- Как раковина или орех,- Лишь посвящённому гудела. Лишь посвящённому гудела.
« Поэт в архитектуре, архитектор в поэзии» Поэт Андрей Вознесенский был кумиром молодёжи эпохи «оттепели». Поэт Андрей Вознесенский был кумиром молодёжи эпохи «оттепели». Как и Евтушенко, он стал вождём поэтического авангарда нового времени. В начале 60-х у него вышли сборники стихов «Парабола», «Мозаика», «Треугольная груша», «Антимиры». Появился самобытный поэт, со своим миром, своей системой образов, новым взглядом на проблемы. Стихи сразу же привлекли внимание читателей энергичным ритмом, метафорически насыщенным языком, жанровым разнообразием (элегия, баллада, лирический монолог, драматическая поэма, любовная исповедь, диалог, пейзажная картина, сатирический портрет, репортаж). Как и Евтушенко, он стал вождём поэтического авангарда нового времени. В начале 60-х у него вышли сборники стихов «Парабола», «Мозаика», «Треугольная груша», «Антимиры». Появился самобытный поэт, со своим миром, своей системой образов, новым взглядом на проблемы. Стихи сразу же привлекли внимание читателей энергичным ритмом, метафорически насыщенным языком, жанровым разнообразием (элегия, баллада, лирический монолог, драматическая поэма, любовная исповедь, диалог, пейзажная картина, сатирический портрет, репортаж). Архитектор по образованию, он и в поэзии мыслил линиями, объёмами, плоскостями. Это отразилось в совершенстве художественной формы стихов. Он стал зодчим речи. Архитектор по образованию, он и в поэзии мыслил линиями, объёмами, плоскостями. Это отразилось в совершенстве художественной формы стихов. Он стал зодчим речи. Его поэзия, прежде всего, была обращена к интеллектуалам, «физикам и лирикам», людям творческого труда. Но и у широкой публики она имела успех. Поэзия его проникнута гуманизмом, гражданственностью, темпераментом, эмоциональностью, демократизмом самого поэта, сочетанием различных социально-речевых стилей. Всё это привлекало всеобщее внимание. Его поэзия, прежде всего, была обращена к интеллектуалам, «физикам и лирикам», людям творческого труда. Но и у широкой публики она имела успех. Поэзия его проникнута гуманизмом, гражданственностью, темпераментом, эмоциональностью, демократизмом самого поэта, сочетанием различных социально-речевых стилей. Всё это привлекало всеобщее внимание. Лирический герой его обладал высоким чувством ответственности за всё происходящее в мире. Чётко просматривается позиция самого автора, глубокое личностное выражение и в одном произведении могут быть сразу несколько тем. Вот поэтому его творения невозможно распределить по традиционным темам (природа, любовь, история и др.) Лирический герой его обладал высоким чувством ответственности за всё происходящее в мире. Чётко просматривается позиция самого автора, глубокое личностное выражение и в одном произведении могут быть сразу несколько тем. Вот поэтому его творения невозможно распределить по традиционным темам (природа, любовь, история и др.)
Основные темы в творчестве А. Вознесенского. Главное место в творчестве Вознесенского занимала тема искусства, которое вечно, так как в нём живёт характер народа, его идеалы. В поэме «Мастера» (1959 г.) автор делит мир на «художников» (творцов) и «варваров» (разрушителей). Тему искусства он связывает с темой труда. Только творчество и труд могут спасти человека, вдохновить его. Главное место в творчестве Вознесенского занимала тема искусства, которое вечно, так как в нём живёт характер народа, его идеалы. В поэме «Мастера» (1959 г.) автор делит мир на «художников» (творцов) и «варваров» (разрушителей). Тему искусства он связывает с темой труда. Только творчество и труд могут спасти человека, вдохновить его. В «Балладе о работе» поэт обращается к фигуре Петра Великого, к тому периоду, когда царь жил в Голландии и учился корабельному делу. Работа простым рабочим возвышает Петра, даёт ему радость. В «Балладе о работе» поэт обращается к фигуре Петра Великого, к тому периоду, когда царь жил в Голландии и учился корабельному делу. Работа простым рабочим возвышает Петра, даёт ему радость. Бьёт пот, Бьёт пот, превращающий на века превращающий на века художника – в Бога, царя – в мужика. художника – в Бога, царя – в мужика. Труду современников посвящён «Репортаж с открытия ГЭС»: Труду современников посвящён «Репортаж с открытия ГЭС»: И сверкают, как слитки, И сверкают, как слитки, лица крепких ребят лица крепких ребят белозубой улыбкой в миллиард киловатт. белозубой улыбкой в миллиард киловатт.
Вознесенский с завистью мастера всматривается в архитектурные сооружения века. Аэропорт он называет своим автопортретом. Но в то же время он переживает, что прогресс наступает на природу, истребляет животных, человека превращает в робота. В поэме «Оза» (1964 г.) он утверждает: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек». Конечно, он понимает, что нельзя исключить из жизни людей новые достижения науки и техники. Он восхищается «Ночным аэропортом в Нью-Йорке (1962 г.). Он посетил Америку год назад и был покорён «ретортой неона», отблесками « дюралевых витражей». Вознесенский с завистью мастера всматривается в архитектурные сооружения века. Аэропорт он называет своим автопортретом. Но в то же время он переживает, что прогресс наступает на природу, истребляет животных, человека превращает в робота. В поэме «Оза» (1964 г.) он утверждает: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек». Конечно, он понимает, что нельзя исключить из жизни людей новые достижения науки и техники. Он восхищается «Ночным аэропортом в Нью-Йорке (1962 г.). Он посетил Америку год назад и был покорён «ретортой неона», отблесками « дюралевых витражей». В Америке, пропахшей мраком В Америке, пропахшей мраком Камелий и аммиаком, Камелий и аммиаком, Пыхтя, как будто тягачи, Пыхтя, как будто тягачи, За мною бродят стукачи. За мною бродят стукачи. Невыносимо быть распятым До каждой родинки сквозя, Когда в тебя от губ до пяток Повсюду всажены глаза.
Большое место в творчестве Вознесенского занимает тема любви, женской красоты, судьбы. В «Монологе Мерлин Монро» (1963 г.) он не может примириться ни с трагической гибелью актрисы, ни с продюсерами, делающими на таланте, на искусстве большой бизнес, ни с оскорблениями самого имени «женщина», её чистоты, нежности: Большое место в творчестве Вознесенского занимает тема любви, женской красоты, судьбы. В «Монологе Мерлин Монро» (1963 г.) он не может примириться ни с трагической гибелью актрисы, ни с продюсерами, делающими на таланте, на искусстве большой бизнес, ни с оскорблениями самого имени «женщина», её чистоты, нежности: … невыносимо, когда раздеты … невыносимо, когда раздеты Во всех афишах, во всех газетах, Во всех афишах, во всех газетах, Забыв, что сердце есть посерёдке, Забыв, что сердце есть посерёдке, В тебя завёртывают селёдки, В тебя завёртывают селёдки, Лицо измято, глаза разорваны… Лицо измято, глаза разорваны… Слово «невыносимо» повторяется несколько раз, этим подчёркивается необыкновенная чуткость к страданию, к женской боли, к унижению в женщине человеческого достоинства. В дальнейшем он напишет ещё стихотворения, в которых покажет драму женщины, не нашедшей счастья, о драме первой любви («Осень», «Первый лёд»). Одно из самых проникновенных произведений о любви стихотворение «Осень в Сигулде» (1961 г.) В лирике Вознесенского любовь – это величайшее чудо, слияние мыслей, желаний, душ. Прекрасный женский лик у него связан с образом России. Слово «невыносимо» повторяется несколько раз, этим подчёркивается необыкновенная чуткость к страданию, к женской боли, к унижению в женщине человеческого достоинства. В дальнейшем он напишет ещё стихотворения, в которых покажет драму женщины, не нашедшей счастья, о драме первой любви («Осень», «Первый лёд»). Одно из самых проникновенных произведений о любви стихотворение «Осень в Сигулде» (1961 г.) В лирике Вознесенского любовь – это величайшее чудо, слияние мыслей, желаний, душ. Прекрасный женский лик у него связан с образом России.
В поэзии Вознесенского много места отводится природе. Его любимое время года – осень. Отношения человека и природы носят драматический характер, потому что, уничтожая её, человек подвергает опасностям своё будущее, губит и убивает в себе лучшее. Страданием, болью о живом существе пронизано стихотворение «Охота на зайца» (1963 г.) В поэзии Вознесенского много места отводится природе. Его любимое время года – осень. Отношения человека и природы носят драматический характер, потому что, уничтожая её, человек подвергает опасностям своё будущее, губит и убивает в себе лучшее. Страданием, болью о живом существе пронизано стихотворение «Охота на зайца» (1963 г.) Он лежал посреди страны, Он лежал посреди страны, Он лежал, трепыхаясь слева, Он лежал, трепыхаясь слева, Словно серое сердце леса, тишины. Словно серое сердце леса, тишины. Тоску по тишине, как состояние любви, мира, покоя поэт выразил в стихотворении «Тишины!» Тоску по тишине, как состояние любви, мира, покоя поэт выразил в стихотворении «Тишины!»
Ответ на записку в Одессе. Срамота чиновничья, маета Мавродина. Мой ответ сыновний: Моя не та родина. С мышками-полевками в куцем огородике ты мой край заплеванный! Это моя родина. Деприватизация кулаков по-старому. Общею плевательницей душа твоя стала. Не поможет Зыкина, если совесть вынута. Мать русскоязычная, мы с тобою сироты. И не надо очи увлажнять за ужином Гоголя плевочки нынче – как жемчужины. И плывет над родиной тучи край потухший будто кислородная серая подушка. Срамота чиновничья, маета Мавродина. Мой ответ сыновний: Моя не та родина. С мышками-полевками в куцем огородике ты мой край заплеванный! Это моя родина. Деприватизация кулаков по-старому. Общею плевательницей душа твоя стала. Не поможет Зыкина, если совесть вынута. Мать русскоязычная, мы с тобою сироты. И не надо очи увлажнять за ужином Гоголя плевочки нынче – как жемчужины. И плывет над родиной тучи край потухший будто кислородная серая подушка. Что тебе эпоха, века запах тленный рядом с этим вдохом с клеверным вкраплением?! Богом окропленная вместе с нищим Родченко, хамами уплеванная это моя родина. Орденскими планками мимо поезда. Чувство благодатное – родина одна. Страны. Жизнь. Закаты. Орды. Времена. Благодать за кадром – родина одна. Обожаю родины синеву распахнутую! Жигулек как родинка, над холмом распаханным. Что тебе эпоха, века запах тленный рядом с этим вдохом с клеверным вкраплением?! Богом окропленная вместе с нищим Родченко, хамами уплеванная это моя родина. Орденскими планками мимо поезда. Чувство благодатное – родина одна. Страны. Жизнь. Закаты. Орды. Времена. Благодать за кадром – родина одна. Обожаю родины синеву распахнутую! Жигулек как родинка, над холмом распаханным. "Московский Комсомолец" от "Московский Комсомолец" от
Особенности поэтического языка Вознесенского. Поэзия Вознесенского метафористична, метафоры, а также сравнения – важные элементы его стихотворений. Метафоры необычны, парадоксальны. Например, в стихотворении «Торгуют арбузами» (1956 г.) есть такие строки: Поэзия Вознесенского метафористична, метафоры, а также сравнения – важные элементы его стихотворений. Метафоры необычны, парадоксальны. Например, в стихотворении «Торгуют арбузами» (1956 г.) есть такие строки: И также весело и свойски, как те арбузы у ворот, И также весело и свойски, как те арбузы у ворот, Земля мотается в авоське меридианов и широт! Земля мотается в авоське меридианов и широт! Или: «Мой кот, как радиоприёмник, зелёным глазом ловит мир». Или: «Мой кот, как радиоприёмник, зелёным глазом ловит мир». «Антимиры», 1961 год. «Антимиры», 1961 год. Всё это порождает и чувства и мысли. Особенно многозначна метафора в стихотворении «Параболическая баллада» (1959 г.) Всё это порождает и чувства и мысли. Особенно многозначна метафора в стихотворении «Параболическая баллада» (1959 г.) Судьба, как ракета, летит по параболе Судьба, как ракета, летит по параболе Обычно – во мраке и реже – по радуге… Обычно – во мраке и реже – по радуге… Сметая каноны, прогнозы, параграфы, Сметая каноны, прогнозы, параграфы, Несутся искусство, любовь и история Несутся искусство, любовь и история По параболической траектории! По параболической траектории!
А.А.Вознесенский и театр на Таганке, поэт и Ленком. Цикл стихов Вознесенского "Антимиры" (1964) был поставлен в виде сцен и песен Театром на Таганке, где впервые на сцену с гитарой вышел В.Высоцкий. На Таганке был поставлен также спектакль "Берегите ваши лица", снятый сразу же после премьеры. Рок-опера "Юнона и Авось" (музыка Алексея Рыбникова) в Ленкоме и в других театрах России, ближнего и дальнего зарубежья приобрела огромную популярность, стала классикой жанра. На стихи поэта написаны многие популярные эстрадные песни, в том числе "Миллион алых роз" (муз.Р.Паулса), "Песня на "бис" (муз.Р.Паулса), "Начни сначала" (муз.Е.Мартынова), "Плачет девочка в автомате" (муз.Е.Осина), "Новые московские сиртаки" (О.Нестеров), а также много романсов на музыку М.Таривердиева. Цикл стихов Вознесенского "Антимиры" (1964) был поставлен в виде сцен и песен Театром на Таганке, где впервые на сцену с гитарой вышел В.Высоцкий. На Таганке был поставлен также спектакль "Берегите ваши лица", снятый сразу же после премьеры. Рок-опера "Юнона и Авось" (музыка Алексея Рыбникова) в Ленкоме и в других театрах России, ближнего и дальнего зарубежья приобрела огромную популярность, стала классикой жанра. На стихи поэта написаны многие популярные эстрадные песни, в том числе "Миллион алых роз" (муз.Р.Паулса), "Песня на "бис" (муз.Р.Паулса), "Начни сначала" (муз.Е.Мартынова), "Плачет девочка в автомате" (муз.Е.Осина), "Новые московские сиртаки" (О.Нестеров), а также много романсов на музыку М.Таривердиева.
Сага Ты меня на рассвете разбудишь, Ты меня на рассвете разбудишь, Проводить необутая выйдешь. Проводить необутая выйдешь. Ты меня никогда не забудешь. Ты меня никогда не забудешь. Ты меня никогда не увидишь. Ты меня никогда не увидишь. Заслонивши тебя от простуды, Заслонивши тебя от простуды, Я подумаю: «Боже всевышний! Я подумаю: «Боже всевышний! Я тебя никогда не забуду, Я тебя никогда не забуду, Я тебя никогда не увижу». Я тебя никогда не увижу». Эту воду в мурашках запруды, Эту воду в мурашках запруды, Это Адмиралтейство и Биржу Это Адмиралтейство и Биржу Я уже никогда не забуду Я уже никогда не забуду И уже никогда не увижу. И уже никогда не увижу. Не мигают, слезятся от ветра Не мигают, слезятся от ветра Безнадёжные карие вишни. Безнадёжные карие вишни. Возвращаться – плохая примета, Возвращаться – плохая примета, Я тебя никогда не увижу. Я тебя никогда не увижу. Даже если на землю вернёмся Даже если на землю вернёмся Мы вторично, согласно Гафизу, Мы вторично, согласно Гафизу, Мы, конечно, с тобой разминёмся. Мы, конечно, с тобой разминёмся. Я тебя никогда не увижу. Я тебя никогда не увижу. И окажется так минимальным И окажется так минимальным Наше непониманье с тобою Наше непониманье с тобою Перед будущим непониманьем Перед будущим непониманьем Двух живых с пустотой неживою. Двух живых с пустотой неживою. И качнутся бессмысленной высью И качнутся бессмысленной высью Пара фраз, залетевших отсюда: Пара фраз, залетевших отсюда: «Я тебя никогда не забуду, «Я тебя никогда не забуду, Я тебя никогда не увижу». Я тебя никогда не увижу».
Признание поэта за рубежом. А.А.Вознесенский - вице-президент Русского Пен- центра, его усилиями и инициативой был создан музей Бориса Пастернака в Переделкино. Он избран академиком и почетным членом десяти академий мира, в том числе Российской академии образования, Американской академии литературы и искусства, Баварской академии искусств, Парижской академии братьев Гонкур, Европейской академии поэзии и других. Андрей Вознесенский - лауреат Государственной премии СССР (1978, за сборник "Витражных дел мастер"), дважды удостаивался американских премий. На Парижском фестивале "Триумф" (1996) газета "Нувель Обсерватер" назвала А.А.Вознесенского "самым великим поэтом современности". Живет и работает в Москве, в Переделкино, по соседству с дачей-музеем Бориса Леонидовича Пастернака, где два раза в год, 6 февраля и 30 мая, проводит поэтические чтения. А.А.Вознесенский - вице-президент Русского Пен- центра, его усилиями и инициативой был создан музей Бориса Пастернака в Переделкино. Он избран академиком и почетным членом десяти академий мира, в том числе Российской академии образования, Американской академии литературы и искусства, Баварской академии искусств, Парижской академии братьев Гонкур, Европейской академии поэзии и других. Андрей Вознесенский - лауреат Государственной премии СССР (1978, за сборник "Витражных дел мастер"), дважды удостаивался американских премий. На Парижском фестивале "Триумф" (1996) газета "Нувель Обсерватер" назвала А.А.Вознесенского "самым великим поэтом современности". Живет и работает в Москве, в Переделкино, по соседству с дачей-музеем Бориса Леонидовича Пастернака, где два раза в год, 6 февраля и 30 мая, проводит поэтические чтения.
Переделкино, дачный посёлок под Москвой.
Заключительное слово о поэзии периода «оттепели». Наша страна и сегодня переживает ситуацию, во многом напоминающую времена «оттепели». Это сказывается в открытости и свободе, в настроении людей, которые ищут, как и в те годы, справедливость. Читая Вознесенского, Евтушенко, Окуджаву, мы находим у них много созвучного нашим чувствам и мыслям, нашей вере и надежде на лучшее. Наша страна и сегодня переживает ситуацию, во многом напоминающую времена «оттепели». Это сказывается в открытости и свободе, в настроении людей, которые ищут, как и в те годы, справедливость. Читая Вознесенского, Евтушенко, Окуджаву, мы находим у них много созвучного нашим чувствам и мыслям, нашей вере и надежде на лучшее. Критик Акимов в статье «Сто лет русской литературы от «серебряного века» до наших дней» пишет: «Несомненна наивность шестидесятников, корни их неглубоки и питались нередко от утопических иллюзий минувшей эпохи. Критик Акимов в статье «Сто лет русской литературы от «серебряного века» до наших дней» пишет: «Несомненна наивность шестидесятников, корни их неглубоки и питались нередко от утопических иллюзий минувшей эпохи. Но неоспорима историческая заслуга этого поколения перед культурой: это было первое поколение в истории России, которое во всеуслышание заявило о ценностях внутренней свободы, личности, о праве на искренность, о праве на себя». Но неоспорима историческая заслуга этого поколения перед культурой: это было первое поколение в истории России, которое во всеуслышание заявило о ценностях внутренней свободы, личности, о праве на искренность, о праве на себя».
Автор Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы Медвежьегорского центра образования Афанасовой Людмилой Николаевной. Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы Медвежьегорского центра образования Афанасовой Людмилой Николаевной.