Предназначение и функции коллегиального органа управления образовательной организацией Седельников Александр Александрович к.п.н. председатель общественного совета МОиН Красноярского края, председатель общественной палаты по образованию и просвещению Гражданской ассамблеи Красноярского края
А.А.Пинский ( ) Управляющий совет школы – коллегиальный орган государственно-общественного управления, состоящий из избранных, кооптированных и назначенных членов, и имеющий зафиксированные в уставе школы управленческие (властные) полномочия по решению ряда важных вопросов функционирования и развития школы. «Новая школа», 2002 г.
МИНИСТР ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Минобрнауки России) от г. Управляющий совет общеобразовательного учреждения - это коллегиальный орган школьного самоуправления, имеющий полномочия, определенные уставом школы, по решению вопросов функционирования и развития учреждения.
Основные функции управляющих советов утверждение программы развития учреждения; согласование публичного отчета (доклада) учреждения; согласование компонента образовательного учреждения государственного стандарта общего образования («школьного компонента») и профилей обучения; согласование выбора учебников из числа рекомендованных МОиН РФ; установление порядка распределения СЧ ФОТ; установление режима занятий обучающихся; согласование заявки на бюджетное финансирование и сметы расходования средств, полученных учреждением от уставной приносящей доходы деятельности и из иных внебюджетных источников; решение о введении (отмене) единой в период занятий формы одежды для обучающихся; согласование на сдачу в аренду учреждением закрепленных за ним объектов собственности; и др.
Региональные комплексные проекты модернизации образования гг. (31 регион) В рамках пятого направления РКПМО: «В настоящее время в целях развития демократического, государственно- общественного характера управления получает развитие такая форма самоуправления общеобразовательным учреждением как управляющий совет».
Предназначение УС Практическая реализация принципа государственной политики в сфере образования – государственно-общественного характера управления образованием, как одно из направлений комплексной модернизации образования в РФ
Статья 26. Управление образовательной организацией 4. В образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации), педагогический совет (в образовательной организации высшего образования - ученый совет), а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. Статья 89. Управление системой образования 1. Управление системой образования осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения и носит государственно-общественный характер.
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на годы Подпрограмма 3 «Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования» Задачи: включение потребителей образовательных услуг в оценку деятельности системы образования через развитие механизмов внешней оценки качества образования и государственно- общественного управления; обеспечение современного уровня надежности и технологичности процедур оценки качества образовательных результатов; формирование культуры оценки качества образования на уровне регионов, муниципалитетов и отдельных организаций через повышение квалификации кадров системы образования в области педагогических измерений, анализа и использования результатов оценочных процедур; создание системы поддержки сбора и анализа информации об индивидуальных образовательных достижениях; создание системы мониторинговых исследований качества образования; формирование унифицированной системы статистики образования на основе международных стандартов.
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (подпункт«к» пункта 1): «… Правительству Российской Федерации совместно с общественными организациями до 1 апреля 2013 года обеспечить формирование независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, включая определение критериев эффективности работы таких организаций и введение публичных рейтингов их деятельности».
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 30 марта 2013 г. N 286 О ФОРМИРОВАНИИ НЕЗАВИСИМОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ В целях реализации подпункта "к" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемые Правила формирования независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги.
Постановление Правительства РФ от 30 марта 2013 г. N 286: 5. В целях обеспечения проведения оценки качества работы организаций органы, осуществляющие функции и полномочия их учредителя: … б) образовывают общественные советы …
Статья 95. Независимая оценка качества образования 1. Независимая оценка качества образования осуществляется в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ в целях определения соответствия предоставляемого образования потребностям физического лица и юридического лица, в интересах которых осуществляется образовательная деятельность …
Предназначение УС сегодня включение потребителей образовательных услуг, других заинтересованных граждан и организаций, широкой общественности в оценку качества деятельности образовательных организаций с перспективой включения механизмов государственно- общественного управления образовательной организации в управление качеством образования
Общественное участие в оценке качества образования на уровне ОО Компетенция образовательной организации - «обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования» (273-ФЗ, Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации пункт 3, подпункт «13)».
методология «тотального управления качеством» (TQM) ориентируется на создание всеобъемлющей практики управления и культуры организации, ориентированной на удовлетворение запросов потребителей ПЕРЕЧЕНЬ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ: - обучающиеся, родители, - работодатели, - местное сообщество, - другие заинтересованные граждане, общество
Подходы к оценке качества услуг, товаров в интересах потребителей: качество, определяемое соответствием стандарту (50-60-е гг. ХХ века) качество, определяемое соответствием применению потребителем (1970–1980-е гг. ХХ века - ориентация на конечную полезность товаров и услуг для потребителей, определяемая на основе маркетинговых исследований и обратной связи от потребителей)
Подход к оценке качества товаров, услуг в интересах инвестора, собственника, менеджера (в сфере образования – государства, местного самоуправления, налогоплательщика, учредителя): качество, как экономическая эффективность (характеризует этап нацеленности на обеспечение стандарта, должного качества для потребителей и одновременное снижение затрат – 1990-х гг. ХХ века)
Подход к оценке качества товаров, услуг в интересах производителя качество, определяемое соответствием не проявленным (несформированным) потребностям (характеризует этап нацеленности производителей на «проактивное» удовлетворение потребностей потребителей, формируемых самими производителями, что проявилось в деятельности передовых компаний конца ХХ - начала XXI в.).
«полное управление качеством» (TQM) = всеобъемлющая система менеджмента качеством, интегрированная в единую систему менеджмента, как стратегического, так и операционного уровня
Способна ли конструкция ГОУ в ОО обеспечить реализацию концепции управления качеством («TQM»)? Ориентировать оценку качества образования на потребителей и других заинтересованных граждан, с учетом интересов государства, учредителя и общества? Интегрировать указанную ориентацию в управлении качеством образования в стратегический менеджмент ОО?
МИНИСТР ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Минобрнауки России) от г. Избираемыми членами управляющего совета могут быть представители от родителей (законных представителей) обучающихся, представители от работников учреждения, представители от обучающихся 3-й ступени общего образования. В состав Совета входит руководитель (директор) учреждения, а также делегируемый представитель Учредителя. Также в состав Совета могут быть кооптированы представители местной общественности по представлению Учредителя или избранных членов Совета. Количество членов Совета устанавливается уставом учреждения.
Управляющий совет – «фокус-группа», где представлены интересы всех заинтересованных в качестве образования сторон УС Оценки, мнения: - Учредителя, - Руководителя, - Родителей, - Учеников, - Педагогов, - Местного самоуправления, - Местного сообщества, -Заинтересованных граждан -… Проект оценки качества результатов, условий, организации Проект решения
Управляющий совет – «переговорная площадка», где представлены интересы всех заинтересованных в качестве образования сторон Оценки, мнения: - Учредителя, - Руководителя, - Родителей, - Учеников, - Педагогов, - Местного самоуправления, - Местного сообщества, - Заинтересованных граждан, -… УС Согласованная, коллективная оценка, мнение, проект решения, «общественный договор»
Управляющий совет ОО, как организационная конструкция Позволяет сформулировать, согласовать коллегиальную оценку качества, проект решения в т.ч. в сфере управления качеством образования: -в интересах потребителей; -с учетом мнений и оценок собственника (учредителя), исполнительного менеджера, производителей образовательных услуг.
Зачем УС полномочия и функции коллегиального органа управления? Достигнутое сторонами в УС соглашение об оценке качества, о проекте управленческого решения становится многосторонним «общественным договором/заказом к ОО» «Общественный договор/заказ к ОО» - в силу полномочий УС - становится локальным правовым актом и стратегическим ориентиром ОО помимо решений исполнительного органа управления ОО
Управляющий совет – коллегиальный орган представителей заинтересованных сторон, включенный в стратегический менеджмент образовательной организации Функция и полномочие УС: утверждать программу развития = стратегическое планирование образовательной организации Функция и полномочие УС: утверждать/согласовывать публичный доклад (отчет о самообследовании) образовательной организации = контроль выполнения стратегии образовательной организации УС – орган стратегического планирования и контроля выполнения стратегии образовательной организации
Другие полномочия (нормативного и не нормативного характера) УС, предусмотренные Инструктивным письмом МОиН РФ от г., придают ему функции участия в планировании реализации стратегии ОО, в том числе реализации стратегии в управлении качеством образования Управляющий совет – коллегиальный орган представителей заинтересованных сторон, включенный в стратегический менеджмент образовательной организации
Полномочия и функции УС, предусмотренные методическими рекомендациями РКПМО, в части установления порядка распределения СЧ ФОТ работников ОО, включают УС в формирование стратегии мотивации на достижение высокого качества образования в ОО ее работниками Управляющий совет – коллегиальный орган представителей заинтересованных сторон, включенный в стратегический менеджмент образовательной организации
Цикл функций стратегического управления УС Стратегическое планирование Планирование реализации стратегии Планирование стратегии мотивации Контроль выполнения стратегии
Конструкция ГОУ в ОО способна обеспечить реализацию концепции «тотального управления качеством» («TQM»): Формировать оценку качества образования в интересах потребителей и других заинтересованных граждан, с учетом интересов государства, учредителя и общества; Интегрировать менеджмент качеством образования в стратегический менеджмент образовательной организации
Благодарю за внимание!