СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА КАК ИНСТРУМЕНТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА Задачи органов исполнительной власти по труду субъектов РФ по.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА КАК ИНСТРУМЕНТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА Задачи органов исполнительной власти по труду субъектов РФ по.
Advertisements

Об основных направлениях совершенствования законодательства в области охраны труда Первый заместитель Министра труда и социальной защиты Российской Федерации.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА КАК ИНСТРУМЕНТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА Задачи органов исполнительной власти по труду субъектов РФ по.
Об основных направлениях совершенствования законодательства в области охраны труда Директор Департамента условий и охраны труда Минтруда России Валерий.
Отличительные особенности специальной оценки условий труда, заменившей аттестацию рабочих мест по условиям труда Инженер 1 категории Пенкин Сергей Николаевич.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ТРУДА Первый заместитель Министра труда и социальной защиты Российской Федерации Сергей Федорович.
Государственная инспекция труда в г.Санкт-Петербурге "Создание благоприятных условий труда на рабочем месте" (Изменения в законодательстве об охране труда.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА КАК ИНСТРУМЕНТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА Задачи федеральной инспекции труда Директор Департамента условий.
Охрана труда Состояние. Проблемы. Пути реформирования. Первый заместитель Министра труда и социальной защиты Российской Федерации С.Ф. Вельмяйкин.
Специальная оценка условий труда Нормативная база и основные процедуры Специалист по охране труда и технике безопасности Макиевская Т.Л. ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ.
ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЗАБАЙКАЛЬСКОМУ КРАЮ 1 Федеральные законы 426-ФЗ от ФЗ от «О специальной оценке.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ТРУДА Первый заместитель Министра труда и социальной защиты Российской Федерации Сергей Федорович.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ОХРАНЫ ТРУДА Директор Департамента условий и охраны труда Министерства труда и социальной.
Специальная оценка условий труда. 2 УТВЕРЖДЕННЫЕ ПРИКАЗЫ МИНТРУДА РОССИИ, РАЗРАБОТАННЫЕ В РАЗВИТИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ УСЛОВИЙ ТРУДА»
Специальная оценка условий труда как инструмент совершенствования системы управления охраной труда Первый заместитель Министра труда и социальной защиты.
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРИМЕНЕНИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СОДЕРЖАЩИХ НОРМЫ ТРУДОВОГО ПРАВА, В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД Первый заместитель Министра.
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРИМЕНЕНИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СОДЕРЖАЩИХ НОРМЫ ТРУДОВОГО ПРАВА, В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД Первый заместитель Министра.
Специальная оценка условий тру Тема: Специальная оценка условий труда 1 ПРОФСОЮЗ РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИРКУТСКАЯ.
Кардинальные изменения в законодательстве об охране труда Основные аспекты ФЗ-426 «О специальной оценке условий труда»
Изменения в трудовом законодательстве Российской Федерации в 2014 году Федеральный закон Российской Федерации от ФЗ.
Транксрипт:

СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА КАК ИНСТРУМЕНТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА Задачи органов исполнительной власти по труду субъектов РФ по внедрению специальной оценки условий труда Первый заместитель Министра труда и социальной защиты Российской Федерации Сергей Федорович Вельмяйкин

2 ПРЕДПОСЫЛКИ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА 2012 г г г. 29 % 30,5 % 31,8 % ЧИСЛЕННОСТЬ РАБОТНИКОВ, ЗАНЯТЫХ ВО ВРЕДНЫХ (ОПАСНЫХ) УСЛОВИЯХ ТРУДА В БАЗОВЫХ ОТРАСЛЯХ ЭКОНОМИКИ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ – 48,7 МЛН. РАБОЧИХ МЕСТ, НА КОТОРЫХ ЗАНЯТО 71,7 МЛН. РАБОТНИКОВ 2009 г. 27,5 % 2013 г. 32,2 % ОБРАБАТЫВАЮЩИЕ ПРОИЗВОДСТВА – 33,4 % НА ТРАНСПОРТЕ – 35,1 % ДОБЫЧА ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ – 46,2 %

3 Количество впервые выявленных заболеваний в Российской Федерации в г.г. (по данным ФСС России) Структура профессиональной заболеваемости в Российской Федерации (%): Нейросенсорная тугоухость Вибрационная болезнь Пояснично- крестцовая радикулопатия Хронический профессиональный бронхит Пневмокониоз

4 Численность пострадавших со смертельным исходом в Российской Федерации в г.г. (по данным Роструда) г г.2010 г г г г Оперативные данные о количестве погибших в результате несчастных случаев на производстве по видам экономической деятельности в 2013 г.

5 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАТРАТЫ, СВЯЗАННЫЕ С НЕБЛАГОПРИЯТНЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА 956 млрд. рублей 2,1 % от ВВП Затраты работодателей (включая затраты следствие производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, предоставления дополнительного отпуска и сокращенной продолжительности рабочей недели) 1,94 трлн. рублей 4,3 % от ВВП Суммарные экономические затраты (включая выплаты пособий и страховые выплаты по обязательному социальному страхованию, выплаты досрочных пенсий, расходы работодателей на компенсации и средства индивидуальной защиты)

6 Федеральный закон от ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» запрещает работу на рабочих местах с вредными условиями труда Трудовой кодекс Российской Федерации устанавливает гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда Конфликт правовых норм

7 Любая деятельность потенциально опасна - невозможно обеспечить нулевой риск. БЫЛО! НЕОБХОДИМО! Переход от доктрины абсолютной безопасности к оценке приемлемого риска

8 С 1 января 2014 г. введен единый универсальный инструмент оценки условий труда на рабочих местах – СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА Принят федеральный закон от 28 декабря 2013 г. 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» ПЕРВЫЙ ШАГ

9 СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ТРУДА ДЛЯ РАБОТНИКОВ ЭТО ОБЪЕКТИВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОБ УСЛОВИЯХ ТРУДА НА РАБОЧИХ МЕСТАХ ПРАВО НА ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ ПРАВО ТРЕБОВАТЬ УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ТРУДА ДЛЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ ЭТО УПРАВЛЕНИЕ ИЗДЕРЖКАМИ, СВЯЗАННЫМИ С НЕБЛАГОПРИЯТНЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА СТИМУЛ К УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ ТРУДА СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ТРУДА ДЛЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ ЭТО УПРАВЛЕНИЕ ИЗДЕРЖКАМИ, СВЯЗАННЫМИ С НЕБЛАГОПРИЯТНЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА СТИМУЛ К УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ ТРУДА СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ТРУДА ДЛЯ ГОСУДАРСТВА ЭТО ОБЪЕКТИВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О СОСТОЯНИИ УСЛОВИЙ ТРУДА ДЛЯ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ПОБУЖДЕНИЕ РАБОТОДАТЕЛЕЙ К УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ ТРУДА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫХ ФУНКЦИЙ СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ТРУДА ДЛЯ ГОСУДАРСТВА ЭТО ОБЪЕКТИВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О СОСТОЯНИИ УСЛОВИЙ ТРУДА ДЛЯ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ПОБУЖДЕНИЕ РАБОТОДАТЕЛЕЙ К УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ ТРУДА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫХ ФУНКЦИЙ

10 Выявлены Не выявлены Исследования и измерения идентифицированных факторов Идентификация вредных и опасных факторов Рабочие места сотрудников, профессии которых предусмотрены Списками 1 и 2, 1974 года Вредные и опасные условия труда Декларирование соответствия условий труда Рабочие места сотрудников, профессии которых не предусмотрены Списками 1 и 2, 1974 года Определение класса условий труда Оптимальные и допустимые условия труда ПРОЦЕДУРА СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА В случае отсутствия АРМ – поэтапное проведение СОУТ до 31 декабря 2018 г

11 СТАТУС ЭКСПЕРТА, ПРОВОДЯЩЕГО СПЕЦИАЛЬНУЮ ОЦЕНКУ УСЛОВИЙ ТРУДА Не входит в комиссию по проведению специальной оценки условий труда Самостоятельный субъект в сфере специальной оценки условий труда – статус подтверждается сертификатом эксперта Эксперт принимает юридически значимые решения: - по проведению замеров вредных и опасных факторов - по использованию данных производственного контроля Эксперт принимает юридически значимые решения: - по проведению замеров вредных и опасных факторов - по использованию данных производственного контроля Несет персональную административную ответственность, вплоть до 3-х лет дисквалификации

12

13 НЕЗАВИСИМОСТЬ ОРГАНИЗАЦИЙ И ЭКСПЕРТОВ Обязательная страховка Обязательная страховка НЕДОПУЩЕНИЕ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ ОГРАНИЧЕНИЕ КРУГА ЛИЦ, ПРОВОДЯЩИХ СПЕЦИАЛЬНУЮ ОЦЕНКУ УСЛОВИЙ ТРУДА – ЭКСПЕРТЫ НЕСУТ ПЕРСОНАЛЬНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОБЪЕКТИВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ СОУТ ДЕНЕЖНОЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ПРОВОДЯЩЕЙ СОУТ, НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПОСТАВЛЕНО В ЗАВИСИМОСТЬ ОТ РЕЗУЛЬТАТОВ ОЦЕНКИ

14 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНИЗАЦИЙ И ЭКСПЕРТОВ Обязательная страховка Обязательная страховка штраф до 50 тыс. рублей дисквалификация до 3 лет данные в Минтруд для лишения сертификата эксперта Эксперт штраф до 200 тыс. рублей приостановление деятельности до 90 суток данные в Росакредитацию для аннулирования аттестата аккредитации Организация Изменения в КОАП вступают в силу с 1 января 2015 года

15 МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА ИСКЛЮЧЕНЫ ИЗ ОЦЕНКИ: Психоэмоциональные нагрузки Естественная освещенность ИСКЛЮЧЕНЫ ИЗ ОЦЕНКИ: Психоэмоциональные нагрузки Естественная освещенность УРОВЕНЬ ШУМА: Взят за основу единый установленный уровень шума УРОВЕНЬ ШУМА: Взят за основу единый установленный уровень шума Методика проведения специальной оценки условий труда, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по ее заполнению, утверждены приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. 33 н

16 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА Установление размеров дополнительных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации Чем безопасней труд, тем ниже страховой взнос КЛАСС УСЛОВИЙ ТРУДАДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ТАРИФ СТРАХОВОГО ВЗНОСА опасный 48,0% вредный 3.47,0% 3.36,0% 3.24,0% 3.12,0% допустимый 20,0% оптимальный 10,0%

17 Право на досрочную пенсию сохраняется за работниками из числа, указанных в Списках 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденных постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991 года 10, при подтверждении по результатам специальной оценки условий труда наличия на их рабочих местах вредных (опасных) условий труда ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА

18 ВНЕСЕНИЕ ПОПРАВОК В ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Принят федеральный закон от 28 декабря 2013 г. 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» ВТОРОЙ ШАГ

19 ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ РАБОТНИКАМ, ЗАНЯТЫМ ВО ВРЕДНЫХ (ОПАСНЫХ) УСЛОВИЯХ ТРУДА ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ЗАЩИТЫ РАБОТНИКОВ ПУТЕМ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МИНИМАЛЬНЫХ ОБЪЕМОВ ГАРАНТИЙ И КОМПЕНСАЦИЙ В ТРУДОВОМ КОДЕКСЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ АКТИВИЗАЦИИ ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ РАБОТНИКОВ ЗА СЧЕТ АКТИВИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ПАРТНЕРОВ В РАМКАХ ОТРАСЛЕВЫХ И КОЛЛЕКТИВНЫХ ПЕРЕГОВОРОВ ПОПРАВКИ В ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРЕДУСМАТРИВАЮТ ВОЗМОЖНОСТЬ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО УСТАНОВЛЕНИЯ ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ГАРАНТИЙ И КОМПЕНСАЦИЙ Чем выше уровень вредности на рабочем месте – тем больше объем гарантий и компенсаций

20 Дифференцированный подход к определению вида и объема гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными (опасными) условиями труда (статьи 92, 117, 147 Трудового кодекса Российской Федерации) Наименование гарантий и компенсаций Вредные условия труда (класс 3)Опасные условия труда (класс 4) Сокращенная продолжительность рабочей недели __ не более 36 часов Дополнительный оплачиваемый отпуск __7 дней Повышенный размер оплаты труда 4 %

21 ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ РАБОТНИКАМ, ЗАНЯТЫМ ВО ВРЕДНЫХ (ОПАСНЫХ) УСЛОВИЯХ ТРУДА С целью сохранения преемственности процедур по оценке условий труда и исключения дополнительных финансовых расходов работодателей Федеральным законом от 28 декабря 2013 года 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» устанавливается переходный период на срок до 31 декабря 2018 года, в течение которого будут признаваться действующими и подлежащими реализации имевшиеся до момента вступления его в силу права участников оценки условий труда и результаты оценки условий труда

22 ЗАМЕНА ЧАСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОТПУСКА, ПРЕДОСТАВЛЯЕМОГО РАБОТНИКАМ, ЗАНЯТЫМ ВО ВРЕДНЫХ УСЛОВИЯХ, ТРУДА ДЕНЕЖНОЙ КОМПЕНСАЦИЕЙ (статья 92 Трудового кодекса Российской Федерации) Обязательная страховка Обязательная страховка На основании: - отраслевого (межотраслевого) соглашения - коллективных договоров - письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору часть ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, которая превышает минимальную продолжительность 7 дней, может быть заменена денежной компенсацией На основании: - отраслевого (межотраслевого) соглашения - коллективных договоров - письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору часть ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, которая превышает минимальную продолжительность 7 дней, может быть заменена денежной компенсацией Удобно для работника (оптимизация графика работы) Удобно для работника (оптимизация графика работы)

23 УВЕЛИЧЕНИЕ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ РАБОЧЕЙ СМЕНЫ РАБОТНИКАМ, ЗАНЯТЫМ ВО ВРЕДНЫХ УСЛОВИЯХ ТРУДА Обязательная страховка Обязательная страховка - отраслевым (межотраслевым) соглашением - коллективным договором - при наличии письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору может быть предусмотрено увеличение максимально допустимой продолжительности ежедневной работы (смены) для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (при условии соблюдения предельной еженедельной продолжительности рабочего времени) при 36-часовой рабочей неделе - до 12 часов; при 30-часовой рабочей неделе и менее - до 8 часов. - отраслевым (межотраслевым) соглашением - коллективным договором - при наличии письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору может быть предусмотрено увеличение максимально допустимой продолжительности ежедневной работы (смены) для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (при условии соблюдения предельной еженедельной продолжительности рабочего времени) при 36-часовой рабочей неделе - до 12 часов; при 30-часовой рабочей неделе и менее - до 8 часов. Удобно для работника (оптимизация графика работы) Удобно для работника (оптимизация графика работы)

24 Основные задачи органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на 2014 год

25 Основные задачи Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Российской Федерации на 2014 год