Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования (далее - Программа). Образовательная деятельность по Программе осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, индивидуальными предпринимателями (далее вместе - Организации). Положения настоящего Стандарта могут использоваться родителями (законными представителями) при получении детьми дошкольного образования в форме семейного образования.
ФГОС ДО отражает согласованные социально-культурные, общественно- государственные ожидания относительно уровня ДО, которые являются ориентирами для учредителей дошкольных организаций, специалистов системы образования, семей воспитанников и широкой общественности.
ФГОС учитывает следующие цели -обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования; -обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения; -сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Основные функции ФГОС ДО -обеспечение права на качественное дошкольное образование, сохранение единого образовательного пространства в условиях содержательной и организационной вариативности дошкольного образования; -гуманизация дошкольного образования, ориентирующей на приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития его личности в современном обществе и государстве повышение качества дошкольного образования; -критериально-оценочная функция обеспечение преемственности с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, основными общеобразовательными программами общего образования оптимизация образовательных ресурсов.
Стандарт включает в себя требования к: 1. Структуре Программы и ее объему. 2. Условиям реализации Программы. 3. Результатам освоения Программы.
Стандарт направлен на решение следующих задач 1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. 2. Сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой. 3. Формирование общей культуры воспитанников, развитие их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности. 4. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников.
5. Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей. 6. Обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья). 7. Обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования. 8. Определение направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений (в том числе сетевого).
Стандарт является основой для: 1) разработки Программы; 2) разработки вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования (далее - примерные программы); 3) разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования; 4) объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта; 5) формирования содержания профессионального образования и дополнительного профессионального образования педагогических работников, а также проведения их аттестации; 6) оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Стандарт разработан на основе Конвенции ООН о правах ребенка, Конституции РФ, законодательства РФ и обеспечивает возможность учёта региональных, национальных, этнокультурных и других особенностей народов РФ при разработке и реализации Программы Организацией
При разработке Стандарта учтены: -особые образовательные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья; -возможности освоения ребёнком Программы на разных этапах её реализации.
Стандарт утверждает основные принципы: - поддержки разнообразия детства; сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека; -полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития; -создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.
Образовательные области ФГОС ДО 1.Социально-коммуникативное развитие. 2. Познавательное развитие. 3. Речевое развитие. 4.Художественно-эстетическое развитие. 5. Физическое развитие.
Аспекты образовательной среды: Предметно-пространственная развивающая. Характер взаимодействия со взрослыми. Характер взаимодействия с другими детьми. Система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.