1 Перспективы развития гражданского общества в РК Алматы 27 марта 2008г. Общественный фонд «Информационно-ресурсный центр» По заказу Министерства культуры и информации РК
2 Цели исследования 1. Оценка перспектив по развитию гражданского общества в РК в течение 2007 года 2. Разработка предложений и рекомендаций по развитию гражданского общества в РК
3 Методология исследования Экспертный опрос: опрошено 100 экспертов Сроки проведения – июль, 2007г.
4 Распределение экспертов ПО ГОРОДАМ Астана 50 Алматы 50 ПО ТИПАМ Представители НПО 30 Депутаты маслихата 10 Депутаты Мажилиса 5 Представители политических партий 10 Представители СМИ 20 Политические аналитики 15 Структурные подразделения городских акиматов 10 ВСЕГО100
5 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
6 1.Состояние гражданского общества (ГО) в Казахстане
7 Оценка уровня развития ГО в Казахстане
8 Роль государства в развитии ГО Государство должно лишь содействовать формированию ГО – 53% Государство не должно вмешиваться в формирование и развитие ГО – 17% Государство играет активную роль в формировании ГО – 29%
9 Взаимодействие ГО с другими социальными институтами Роль сотрудничества национальных институтов ГО с международными не значительна (так считают 62% экспертов) Роль религиозных конфессий в качестве институтов гражданского общества – средняя
10 Меры для развития ГО
11 2. НПО как фактор развития общественных процессов в стране
12 Современный статус НПО НПО – один из важнейших институтов формирования ГО в Казахстане Примерно 43% экспертов положительно оценивают роль НПО в решении общественно-значимых проблем Около 34% экспертов полагают, что НПО влияют на принятие политических решений
13 Идеальные источники финансирования НПО
14 Формы влияния, наиболее часто используемые НПО Привлечение внимания общественности88% Информационная поддержка, консультации граждан70% Организация образовательных программ67% Участие в формировании/ изменении законодательства 65% Связь общества с государством60% Активизация граждан59% Организация материальной помощи малоимущим59% Влияние на объективность оценки ситуации, которая дается госструктурой 56% Привлечение средств доноров в республику51%
15 Взаимодействие НПО и общества По оценке экспертов, НПО недостаточно взаимодействуют друг с другом Наиболее активно с НПО сотрудничают политические партии, значительно реже – коммерческий сектор. СМИ недостаточно активно освещают деятельность НПО
16 Наиболее острые проблемы НПО ГОРОДСКИЕ НПО отсутствие финансирования на институциональное и организационное развитие низкий професcиональный уровень сотрудников НПО пассивность населения СЕЛЬСКИЕ НПО отсутствие финансирования на институциональное и организационное развитие плохая техническая оснащенность пассивность населения Проблемы сельских НПО значительно серьезнее проблем городских НПО
17 3. Деятельность политических партий
18 Современный статус политических партий Политические партии оказывают существенное влияние на формирование ГО в Казахстане, трансформируя общественные конфликты в правовое поле Около 60% экспертов считают, что политические партии оказывают влияние на принятие политических решений
19 Характерные черты политического пространства Казахстана Политические процессы в стране стали более динамичными Население страны стало более политизированным Единственный реальный игрок политического пространства – партия «Нур Отан»
20 4. Оценка деятельности СМИ, профессиональных союзов, местного самоуправления
21 Свобода слова и положение СМИ Более половины экспертов полагают, что ситуация со свободой слова за последние 2 года не изменилась 23% считают, что за последние два года ситуация, связанная со СМИ изменилась в лучшую сторону 21% экспертов убеждены, что ситуация претерпела изменения в худшую сторону
22 Статус профсоюзов Половина экспертов оценивает роль профсоюзов Казахстана как «незначительную» Могли бы быть эффективными в трудовых отношениях, в образовании, развитии политической культуры и гражданской инициативы населения Перспективы профсоюзов зависят от действий властей, в особенности от законодательного увеличения их полномочий
23 Важные факторы в формировании органов местного самоуправления Наделенность органов самоуправления финансовыми средствами – 57% Выборность руководящих органов местного самоуправления – 33% Появление органов управления в каждом населенном пункте, в целях повышения управляемости страной – 25% Четкое определение и разделение функций на областном, районном, поселковом уровнях – 26%.
24 Эффективность органов местного самоуправления Предложенная модель местного самоуправления (маслихаты) будет эффективной по мнению 22% экспертов Около 40% считают данную модель эффективной при условии передачи маслихатам реальных полномочий и финансовых средств
25 5. Выводы и рекомендации
26 Основные выводы ГО в Казахстане развивается, однако не достаточными темпами СМИ, НПО и политические партии – основные институты ГО в Казахстане Без многообразия политических партий нельзя говорить о существовании и нормальном функционировании ГО Для большего вовлечения населения в принятие политических решений необходима выборность местной власти
27 Государство должно продолжать свои действия по развитию ГО в Казахстане, причем эти меры должны быть комплексными и направлены в основном на: 1. гарантированное обеспечение свободы слова 2. поддержку (в т.ч. финансовую) НПО 3. развитие деятельности политических партий
28 В отношении НПО Самофинансирование, фандрейзинг, независимость должны лежать в основе финансирования НПО Оказывать направленную помощь на развитие сельских НПО Продолжать совершенствовать законодательство Проводить большее количество мероприятий социальной политики через независимые НПО НПО должны активнее вовлекать население Добиваться большего внимания к своей деятельности со стороны СМИ
29 В отношении СМИ Способствовать развитию негосударственных СМИ Способствовать развитию региональных СМИ
30 В отношении политических партий Партиям необходимо активнее использовать медийные ресурсы для пропаганды собственных платформ и деятельности Существование одной реально действующей политической партии в стране, по мнению экспертов, говорит о недостаточном развитии ГО Необходимо равномерное распределение ресурсов (медийных, финансовых, организационных) среди всех партий в Казахстане
31 Спасибо за внимание!