Адаптация учащихся 5-х классов в период перехода на ступень основного общего образования
Актуальность: В процессе школьного обучения ребенок проходит три переломных момента: В процессе школьного обучения ребенок проходит три переломных момента: а) поступление в первый класс; б) переход из начальной школы в среднюю (5 класс); в)переход из средней школы в старшую (10 класс).
Преемственность предполагает плавный переход на среднюю ступень обучения.
Противоречие: Много учителей – это хорошо или плохо?
Причина Следствие 1. Недостаточное изучение данных о выпускниках начальной школы, их возможностях и реальных учебных результатах. Несоответствие оценок реальным результатам обучения. 2. Неподготовленность учителей основной школы к работе с детьми младшего школьного возраста. Неадаптивность методики преподавания к возможностям детей данного возраста. 3. Рассогласование в содержании учебных курсов начальной и средней школы. Непонимание учащимися учебного материала вследствие его вступления в противоречие с ранее изученным в начальной школе.
Цель: Создать педагогические и социально-психологические условия, позволяющие учащимся успешно учиться. Создать педагогические и социально-психологические условия, позволяющие учащимся успешно учиться.
Задачи: помочь в освоении нового учебного пространства помочь в освоении нового учебного пространства организовать психолого - педагогическое сопровождение учащихся в период адаптации организовать психолого - педагогическое сопровождение учащихся в период адаптации
1 этап: Организация преемственности между школами 1-й и 2-й ступени Сроки реализации: Февраль, март, апрель, май.
Задачи Вид деятельности Эмоциональная подготовка педагогов среднего звена принять выпускников начальной школы такими, какие они есть Проведение совместных заседаний кафедр Выработка согласованных действий педагогов начальной школы и школы 2-й ступени Посещение педагогами 2-й ступени уроков, внеурочных мероприятий в выпускных классах начальной школы Совместная организация проведения промежуточной аттестации Подготовка учащихся школы 1- ступени и их родителей к переходу в школу 2-й ступени Проведение родительского собрания о проблемах пятиклассников.
2 этап: Формирование единой образовательной среды для успешной адаптации учащихся Сроки реализации: Сентябрь - ноябрь
Задачи Вид деятельности Выстроить модель взаимодействия с учащимися Активные взаимодействия классных руководителей со своими классами Организовать психолого- педагогическое сопровождение учащихся 5-х классов в период адаптации Сопровождение учебного процесса (выделение учащихся «группы риска» и разработка мероприятий по работе с ними)
Задачи Вид деятельности Скоординировать действия педагогического коллектива по дальнейшему формированию общеучебных навыков. Наличие организационных моментов в деятельности всех педагогов по оказанию помощи учащимися по освоению нового учебного пространства. Работа групп педагогической поддержки (русский язык, математика и др.) Занятия по оптимизации и развитию общеучебных умений Осуществлять промежуточный анализ успешности адаптации Выявить ожидания учащихся, родителей, педагогов в связи с обучением в 5-м классе Самооценка учащимися адаптации в школе 2-й ступени Родительское собрание
3 этап: Принятие учащимися новых социальных ролей, функционирование в иной системе школьных отношений Сроки реализации: Ноябрь - декабрь
Задачи Вид деятельности Проанализировать качество организации адаптационного периода Психолого- педагогическая диагностика, направленная на выявление уровня адаптации (психофизической, социально- психологической, учебной) Ознакомить педагогический коллектив, родителей с итогами адаптации учащихся Психологическое тестирование школьной тревожности Разработать стратегию дальнейшего сопровождения дезадаптированных учащихся Индивидуальное психолого- педагогическое сопровождение дезадаптированных учащихся Педконсилиум по итогам реализации программы адаптации учащихся 5-х классов Родительское собрание по результатам адаптации учащихся
Мониторинг подбор заданий к промежуточной адаптации подбор заданий к промежуточной адаптации психолого- педагогическая диагностика, направленная на выявление уровня адаптации психолого- педагогическая диагностика, направленная на выявление уровня адаптации психологическое тестирование школьной тревожности психологическое тестирование школьной тревожности
Риски Отсутствие взаимодействия Отсутствие взаимодействия между педагогами 1-й и 2-й ступени.
Ожидаемый результат Реализация этой программы позволит пятиклассникам безболезненно принять и освоить новые социальные роли в школе второй ступени, успешно функционировать в иной системе школьных отношений. Реализация этой программы позволит пятиклассникам безболезненно принять и освоить новые социальные роли в школе второй ступени, успешно функционировать в иной системе школьных отношений.