Выпускная квалификационная работа ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ Ф РОЛОВОЙ М АРГАРИТЫ Ю РЬЕВНЫ Руководитель: доцент кафедры управления и экономики образования, кандидат педагогических наук Гатилова З.Н.
А КТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ определяется условиями модернизации системы образования. Задача управления современным образовательным учреждением – не только сохранить коллектив, но и мотивировать членов педагогического коллектива на выполнение стоящих перед учреждением задач по воспитанию и обучению подрастающего поколения. А это зависит от умения руководителя сформировать сплоченный, творчески работающий педагогический коллектив.
Противоречие между необходимостью формирования благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе как условие развития творческого потенциала педагогов и отсутствием модели управления оптимизацией психологического климата в коллективах дошкольных образовательных учреждений. Гипотеза: чем благоприятней психологический климат в коллективе, тем выше творческий потенциал сотрудников ДОУ.
Объект исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 18» ЗАТО Северск Томской области. Предмет исследования: психологический климат в педагогическом коллективе «Детского сада 18» как условие развития творческого потенциала педагогов.
Цель исследования: выявить зависимость творческого потенциала педагогов от психологического климата в коллективе. Задачи исследования: проанализировать психолого – педагогические источники литературы по изучаемой проблеме; разработать экспериментальную модель управления оптимизацией психологического климата в коллективе; провести экспериментальную проверку эффективности модели управления оптимизацией психологического климата в коллективе.
В первой главе квалификационной работы: Педагогический менеджмент – это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления образовательным процессом, направленный на повышение эффективности его функционирования и развития. Педагогический коллектив – это группа совместно работающих педагогов, имеющих общие образовательные цели, и реализующих структуру межличностных взаимоотношений и взаимодействий, способствующих достижению общих целей.
Во второй главе квалификационной работы: Психологический климат – это совокупность психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в коллективе. Развитие творческого потенциала педагогов зависит от : 1. от качества индивидуальной работы администрации с педагогами; 2. от наличия развитой системы трудовых зависимостей между педагогами; 3. от применяемой шкалы поощрений и наказаний; 4. от наличия соответствующих условий труда для педагогов; 5. от положительного психологического климата в коллективе.
В ПРОЦЕССЕ НАШЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ НА КОНСТАТИРУЮЩЕМ И КОНТРОЛИРУЮЩЕМ ЭТАПЕ НАМИ БЫЛИ ИСПОЛЬЗОВАНЫ СЛЕДУЮЩИЕ МЕТОДИКИ : Методика О.И. Тушкановой «Оценка уровня творческого потенциала личности» Назначение: методика позволяет определить оценку личностных качеств, которые характеризуют уровень развития творческого потенциала личности. Тест Фетискина Н.П., Козлова В.В. «Самооценка творческого потенциала личности» Назначение: тест позволяет определить самооценку личностных качеств либо частоту их проявления, которые и характеризуют уровень развития творческого потенциала личности.
Н А ФОРМИРУЮЩЕМ ЭТАПЕ МЫ ПРЕДЛОЖИЛИ СЛЕДУЮЩУЮ МОДЕЛЬ ПО УПРАВЛЕНИЮ И ОПТИМИЗАЦИИ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ : Проанализировать основные причины возникновения конфликтных ситуаций в коллективе. Проявлять сдержанность в критической оценке деятельности коллектива. Развивать и поддерживать высокое качество руководства. Разрабатывать практическую стратегию, отражающуюся во всех аспектах управления человеческими ресурсами. Осуществлять постановку задач и разработку мероприятий для их достижения. Данное направление управленческой деятельности является основой создания культуры, ориентированной на получение результатов. Повышать интенсивность в работе. Регулярная оценка деятельности учреждения при встречах руководителя и его сотрудников. Стимулировать через поощрение лучших, наказание худших, выдвижение знающих и переводы или увольнения некомпетентных. Правильно мотивировать сотрудников на достижение поставленных целей и осуществлять доброжелательный контроль. Осуществлять постоянную и целенаправленную работу по развитию творческого потенциала педагогов.
В третьей главе квалификационной работы: Д ИАГРАММА «О ЦЕНКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ НА КОНСТАТИРУЮЩЕМ ЭТАПЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ».
Д ИАГРАММА «О ЦЕНКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ НА КОНТРОЛЬНОМ ЭТАПЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ».
В ЫВОДЫ : При помощи проведенных исследований, используя вышеперечисленные методики, мы смогли убедиться в том, что благодаря управлению можно оптимизировать психологический климат в педагогическом коллективе. Таким образом, мы смело можем отметить, что причиной устойчивого психологического климата в коллективе является высокий уровень развития творческого потенциала педагогов.
Б ЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ !