Подготовила методист УО Бабаянц А. А.
Начало 20-го века- середина 60-тых- «медицинская модель» - сегрегация середина 60-тых- 80-тых «модель нормализации» - интеграция середина 80-тых- настоящее время- «модель включения»- инклюзия
Inclusif ( франц.) - включающий в себя Include ( лат.)- заключаю, включаю Инклюзивное образование - процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся сверстников, процесс позволяющий всем учащимся в полном объеме участвовать в дошкольной и школьной жизни. Термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах.
Отличия инклюзивного (включенного) образования от интегративного (интегрированного) ИнтеграцияИнклюзия Ребенок должен адаптироваться к образовательной системе Ребенок с особенностями в развитии должен выносить школьные нагрузки наравне со всеми Ребенок не справляется, уходит, школьная система не меняется Адаптация системы к потребностям ребенка Все дети разные, они не должны отвечать нашим требованиям и стандартам, но при этом все могут учиться Школа должна быть предназначена для обучения любого ребенка
Правовая основа инклюзии
Согласно пункта 1 статьи 52 и пункта 10 статьи 50 Закон позволяет осуществлять образование детей с ограниченными возможностями здоровья в системе общего образования, наделяя родителей и законных представителей ребёнка правом выбора образовательного учреждения по месту жительства ребёнка
Статья 24: В целях реализации права на образование государства – участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течении всей жизни человека.
Ученик с особыми образовательными потребностями В законе « Об образовании » такие дети названы детьми с ограниченными возможностями здоровья ( ОВЗ )
Детей с инвалидностью 545 тыс. 23,6% - заболевания органов и нарушение обмена веществ 21,3% - умственные нарушения 23,1% - двигательные нарушения Статистика: Всего детей – 26 млн.
Ценность человека не зависит от его способностей и достижений Каждый человек способен чувствовать и думать Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений Внимание педагога фокусируется на возможностях и сильных сторонах ребёнка Все обучающиеся должны быть успешными
Каждый имеет право принадлежать к обществу и быть его частью Каждый имеет право на образование и обучение в течение жизни Каждый имеет право на дружбу и значимые отношения Каждый имеет право на полноценную жизнь
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений; 2. Каждый человек способен чувствовать и думать; 3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным; 4. Все люди нуждаются друг в друге; 5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений; 6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников; 7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут; 8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека Принципы инклюзивного образования
У учеников есть возможность активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса Адаптация как можно менее навязчива и не содействует выработке стереотипов Индивидуальная помощь не отделяет и не изолирует ученика Появляются возможности для обобщения и передачи навыков
Архитектурная недоступность школ Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми Большинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей- инвалидов в процесс обучения в классах Родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки