Психолого-педагогическая компетентность педагога при работе с учащимися с ОВЗ
Подходы к проблеме ОВЗ Концепция инвалидизации с упором на ограничения Концепция выравнивания - постепенное «дотягивание» таких детей и качества жизни их семей до уровня условной «нормы» (Селигман, Дарлинг, 2009). Позитивная парадигма – в фокусе- сильные стороны и психологическое благополучие человека с ОВЗ ( М. Чиксентмихайи, М. Селигман, Д.А. Леонтьев)
Психологическая компетентность педагога работающего с учащимися с ОВЗ должен знать: 1)Ограничения конкретного учащегося с ОВЗ 2)Сильные стороны каждого учащегося с ОВЗ 3)Статус учащегося с ОВЗ в учебной группе 4)Психологические особенности учащегося с ОВЗ
Направления работы (кроме той, что подразумевается учебной программой) Развитие навыков учебной деятельности Преодоление стигматизации Развитие сети социальной поддержки в учебной группе Работа с родителями
Исследование отношения к совместному обучению 120 человек, Гимназия 21, г. Кемерово
Отношение к учащимся с ОВЗ
Ретроспективная оценка уровня трудности школьной программы и объема родительской помощи при ее освоении (ДО МГППУ)
Результаты по опроснику учебных трудностей (СПК МГППУ)
почти половина учащихся с ОВЗ сталкиваются в ходе учебы с барьерами, обусловленными ограничениями по здоровью: 22% учащихся с ОВЗ - на лекциях; 13% - при обучении вне учебных корпусов; 21% - при использовании библиотеки; 17% - при использовании публичного IT- оборудования; 34% - при письменных работах; 30% - в ходе сдачи экзаменов.
Учащиеся с ОВЗ испытывают трудности при ведении записей, при использовании учебных зданий и помещений, а также с получением учебных материалов в необходимом им формате. Им чаще не хватает времени для чтения учебного материала по курсу, сложно выполнять работы в те же сроки, что обычным учащимся. Трудности, связанные с процессом оценивания со стороны преподавателей.
Взаимосвязь между личностными ресурсами родителей и посттравматическим ростом у учащихся с ОВЗ (ДО МГППУ)
Методы исследования SWLS – шкала удовлетворенности жизнью (Diener, Emmons, Larsen, Griffin, 1985) Шкала субъективной витальности (Ryan, Frederick, 1997) СЖО (Leontiev, a modification of Purpose-in-Life test by J. Crumbaugh & L. Macholick) Опросник жизнестойкости (Maddi, 2001) Шкала социальной поддержки (Sarason et al, 1990), Опросник копинг-стратегий COPE (Carver & Sheier) Шкала общей самоэффективности Р. Шварцера и М. Ерусалема в адаптации В.Г. Ромека Методика СМОЛ В.П.Зайцева Опросник оценки учебных трудностей Опросник оценки трудностей, обусловленных состоянием здоровья (на основе WHODAS) Успеваемость (учебный рейтинг) Опросник Птроста (Calhoun, Tedeschi, 2006) в адаптации М.Ш.Магомед- Эминова.
Школьная дезадаптация субъективная витальность осмысленность жизни Жизнестойкость конструктивные стратегии совладания ОВЗ Учебные трудности Проблемы с успеваемостью WHODAS (Сумма ограничений) Проблемы с успеваемостью УЗ учебные трудности WHODAS (сумма ограничений) Школьная дезадаптация Субъективная витальность осмысленность жизни жизнестойкость Защитные стратегии совладания самоэффективность Защитные стратегии совладания Конструктивные стратегии совладания
Психолого-педагогическая помощь учащимся с ОВЗ Опосредованная помощь Прямая помощь родители учителя учащиеся без ОВЗ Учащиеся с ОВЗ Обучение навыкам саморегуляции и учебной деятельности Фасилитация развития Фасилитация преодоления стигмы/травм ы инвалидности Развитие сети социальной поддержки
Формы и методы психолого-педагогической работы с учащимися с ОВЗ в условиях инклюзивного образования Формы и методы работы педагога Формы и методы работы психолога учебная внеучебная консультационная групповая,/ индивидуальная коррекционная развивающая диагностическая Мониторинг
Направления работы психолога с учащимся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования Групповая работа Индивидуальная работа Психологические консультации Фасилитация интеллектуального и личностного развития Развитие навыков (учебной деятельности, коммуникации и др.) Преодоление психологической стигмы/травмы инвалидности Развитие сети социальной поддержки Мониторинг (психодиагностика)