С ЕМИНАР - ПРАКТИКУМ ПО ТЕМЕ «А РТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА » Подготовила Ульянова В.С. Учитель-логопед МДОУ 8 «Ленок» ЯМР
Помощь ребенку нужна, если 2 года, но он совсем не разговаривает, общается жестами 5 лет, но дошкольник не может составить простое предложение, описывая картинку; у него не получается установить во время рассказа последовательность действий (просто перечисляет предметы); не пытается составлять грамматически правильные предложения, в которых слова должны быть согласованы (род, число, падеж); не использует в речи союзы и предлоги. 3-4 года, но малыш сокращает длинные слова, искажая их до неузнаваемости; переставляет слоги в слове; произносит не слова, а лишь отдельные слоги; не выговаривает слова полностью, до конца; неправильно произносит звуки,
Возраст появления звуков года 3-5 лет 5-6 лет ЗвукиА О Э П Б М И Ы У Ф В Т Д Н К Г Х Й С З Ц Ш Ж Ч Щ ЛРЛР
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, участвующих в речевом процессе.
Выполнять упражнения в последовательности: от простых к более сложным упражнениям; На начальном этапе выполнять упражнения перед зеркалом; Повторять каждое упражнение от 2 до 10 раз; Выполнять упражнения несколько раз в день Зеркало убираем, как только у ребенка получилось выполнить все упражнения.
«З АБОРЧИК » Положение: улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать такое положение на счет до 5
«Х ОБОТОК » Положение: губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении на счет до пяти
«Ч АСИКИ » Положение: улыбнуться, открыть рот,. Кончик языка переводить на счет «раз-два» с одного уголка рта на другой. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
«Л ОПАТКА » Положение: улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на сет до 5.
«К АЧЕЛИ » Положение: улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
«Ч ИСТИМ ЗУБКИ » Положение: улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить зубки» сперва нижние зубы и верхние зубы с внутренней стороны.
«Н АКАЗАТЬ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК » Положение: губы в улыбке. Легко постукивать язык по всей длине от кончика до корня, попеременно высовывая и снова втягивая.
«И ГОЛКА » Положение: улыбнуться, открыть рот. Острый, напряженный язык высунуть наружу, удерживать в таком положении на счет до пяти.
«Г ОРКА » Положение: улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы, выгнуть язычок горочкой. Удерживать такое положение на счет до пяти.
«Ф ОКУС » Положение: улыбнуться, открыть рот. Широким языком «Спрятать» верхнюю губу. Удерживать такое положение на счет до 10.
«Ч АШКА » Положение: улыбнуться, открыть рот. Широкий язык положить на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки.
«Л ОШАДКА » Положение: улыбнуться, открыть рот. Пощелкать язычком, как цокают лошадки. Следить за тем, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.
«Г РИБОК » Положение: улыбнуться, открыть рот. Широкий язык присосать к небу. Удерживать такое положение до 5.
«Г АРМОШКА » Положение: улыбнуться, открыть рот. Широкий язык присосать к небу, не отрывая языка, открывать и закрывать рот.
«В АРЕНЬЕ » Положение: улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз ( можно помазать ее вареньем). Нижняя губа не должна натягиваться на зубы.
«Б АРАБАНЩИК » Положение: улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком язычка упираться за верхние зубы, отчетливо и многократно произносить Д-Д-Д. Следить за тем, чтобы рот не закрывался.
К ОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ЗВУКОВ С-СЬ-З-ЗЬ «Заборчик» - «Хоботок» «Лопатка» «Накажем непослушный язычок» «Горка» «Чистим нижние зубки» «Качели»
К ОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ЗВУКОВ Ш-Ж-Щ-Ч «Заборчик» - «Хоботок» «Лопатка» «Накажем непослушный язычок» «Чашечка» «Фокус» «Лошадка» «Вкусное варенье» «Грибок» «Гармошка»
К ОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ЗВУКОВ Г-К-Х «Заборчик»-»Хоботок» «Лопатка»-»Иголочка» «Горка» «Чистим нижние зубки» «Качели»
К ОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ЗВУКОВ Л-Л Ь «Заборчик»-»Хоботок» «Лопатка» «Накажем непослушный язычок» «Вкусное варенье» «Качели» «Чистим верхние зубки» «Пароход»
К ОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ЗВУКОВ Р-РЬ «Качели» «Чистим верхние зубки» «Лошадка» «Грибок» «Гармошка» « Барабанщик» «Моторчик»