Областная научно-практическая конференция «Воспитательная профилактическая деятельность в условиях современной школы» ФОКУС-ГРУППОВОЕ ИНТЕРВЬЮ КАК МЕТОД ВОСПИТАТЕЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ Ю.А. Китанова БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа 28 с углубленным изучением отдельных предметов» г.
Современная ситуация такова, что каждый человек фактически ежедневно сталкивается с разнообразными сложностями и эти трудные ситуации сопровождают жизнь человека, начиная с раннего возраста. По мере взросления ребенок приобретает новые способы, помогающие ему, по мере возможностей, справиться с трудными ситуациями в его жизни. Именно эти условия побуждают искать нас новые смыслы, формы, методы и подходы современной воспитательно - профилактической деятельности. Цель воспитательно-профилактической работы в школе заключается в использовании системы воспитательных воздействий, осуществляемых на основе коллективной трудовой, учебной, общественно-полезной деятельности учащихся, в процессе которой способны сформироваться новые установки позитивной социальной ориентации.
Термин «фокусированное интервью» (focussed interviev): индивидуальное и групповое появился в 40-е годы. В ставшей классикой книге Р. Мертона, М. Фиске, П. Кендалла «Фокусированное интервью» описаны приемы как групповых и индивидуальных фокусированных интервью. В нашей стране метод фокус-групп применяется с конца 80-х годов. Следует отметить недостаток отечественной литературы, посвященной применению метода фокус-групп в психологической науке.
подростки лет 22 человека подростки лет 22 человека 6 фокус-групповых исследований, в которых приняли активное участие 44 подростка лет
Индивидуальные стили реагирования на трудности Рис. 1 Собственные индивидуальные стили реагирования смогли обозначить почти 32% подростков лет Рис. 2 Подростки лет отмечают, что у человека имеется определенный стиль реагирования на трудности
К кому вы обратитесь за помощью или советом в трудной жизненной ситуации Помощь и совет Подростки лет Подростки лет Мать 31,8% 22,7% Отец 13,6% Друзья 54,5%27,3% Самостоятельно 13,6%36,3%
Источники совладающего поведения Подростки лет Подростки лет не повторяют повторяют модель будут повторять не повторяют будут повторять не повторяют Подростки лет Родители Друзья и близкие люди Телевизионные передачи Школьные учителя Религиозные организации Социальные службы Интернет Социальные сети Родители Друзья и близкие люди Телевизионные передачи Литературные герои Герои кинофильмов Интернет Социальные сети
Кто является примером для вас в трудной жизненной ситуации Пример поведения Подростки лет Подростки лет Мать 45,5%22,7% Отец 18,2%22,7% 63,7%45,4% Оба родителя 36,4%27,3%
Повторение поведения родителей схожей или такой же трудной жизненной ситуации Подростки лет Подростки лет не повторяют повторяют модель будут повторять не повторяют неизвестно, как получится повторяют модель будут повторять неизвестно, как получится не повторяют Подростки лет
Выводы Подростки лет в сложных ситуациях чаще обращаются за помощью к друзьям, а подростки лет к родителям, особенно к матери. Источниками совладающего поведения для подростков являются телевизионные передачи и интернет, а также специальные службы и учителя для летних подростков и герои кинофильмов и книг для подростков лет. Поведение родителей, как пример совладающего поведения, более важен для подростков лет, поскольку подростки лет признаются, что поведение их друзей и других взрослых для них так же является источником копинг-поведения.
Библиографический список 1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, – 363 с. 2. Белановский, С.А. Метод фокус-групп / С.А. Белановский.. – М.: Из-во «Николо М», – 280 с. 3. Богомолова, Н.Н. Фокус-группы как качественный метод в прикладных социально-психологических исследованиях / Н.Н. Богомолова, О.Т. Мельникова, Т.В. Фоломеева // Введение в практическую социальную психологию // под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. – М.: Из-во «Смысл», – С Дементий Л.И. К проблеме диагностики социального контекста и стратегий копинг-поведения / Л.И. Дементий // Журнал прикладной психологии. – – С Никольская И.М. Психологическая защиты у детей / И.М. Никольская, Р.М. Грановская - СПб.: Речь, 2006, с.
Благодарю за внимание !