Павел Митрофанов Директор Корпоративные рейтинги Рейтинговое агентство «Эксперт РА» (RAEX) Ноябрь 2014 Годовые отчеты: определиться с целевой аудиторией
2 Сильные стороны годовых отчетов российских компаний – показатели эффективности Качество российских отчетов растет Компании готовятся к применению новых стандартов, но массовости мы не ожидаем До перехода на новые стандарты компаниям придется четче определять целевую аудиторию «традиционных» отчетов
+1 компания в Annual Report on Annual Reports Компания 2014 год 2013 год Изменение Место Уралкалий Норильский Никель Северсталь X5 Retail Лукойл Евраз Рус Гидро Роснефть Газпром КОЛИЧЕСТВО Источник: «Эксперт РА» (RAEX) по данным ReportWatch
Участники Annual Report on Annual Reports в рейтинге «Эксперт РА» (RAEX) Компания 2014 год 2013 год Изменение Место Северсталь Уралкалий Рус Гидро Газпром Норильский Никель Лукойл Роснефть Евраз 71-- X5 Retail Источник: «Эксперт РА» (RAEX)
Верхушку рейтинга в основном занимают либо интегрированные отчеты, либо «двухтомники» 5 ТОП-10 рейтинга годовых отчетов 2014 «Эксперт РА» (RAEX) Источник: «Эксперт РА» (RAEX)
Сильные стороны – показатели эффективности 6 Источник: «Эксперт РА» (RAEX)
7 Макроэкономика стала «слабее» Источник: «Эксперт РА» (RAEX)
Точки будущего прогресса Раздел Чаще всего недостаточно раскрыто Анализ рынка Макроэкономика и ее влияние на бизнес Бизнес-модель Цепочка создания стоимости Стратегия Условия выполнения целей и задач на следующий год Корпоративное управление Состав и биографии Ревизионной комиссии Анализ рисков Планы по развитию системы управления рисками Устойчивое развитие Формулировка принципов устойчивого развития и промышленная безопасность 8 Источник: «Эксперт РА» (RAEX)
В 2013 году окончательно утвердились стандарты G4 GRI и IIRC Стандарты вступают в силу в 2015 году 2014 год – это период адаптации и единичного применения драфта стандартов Переход на G4 GRI и IIRC будет плавным: без нормативных требований прорыва не возникнет 9 Стандарты G4 GRI и IIRC
Нововведения в G4 В приоритете принцип существенности (в отчетах концентрироваться только на наиболее важных аспектах бизнеса) Новые границы воздействия (компания отражает в отчете внешнее и внутреннее влияние существенного аспекта) От уровней применения к уровням соответствия «Профессиональная этика и деловая порядочность» Расширились требования к раскрытию информации о цепочке поставок (количество поставщиков; их негативное воздействие на окружающую и социальную среду; действия компании по предотвращению этих воздействий; конфликты с поставщиками) 10
Стратегический фокус и ориентация на будущее Связанность информации Взаимодействие с заинтересованными сторонами Существенность Краткость Достоверность и полнота Постоянство и сопоставимость 11 Принципы стандарта IIRC
Целевая аудитория – приоритетные стейкхолдеры Годовые отчеты формально универсальны, что понижает их качество Группа стейкхолдеров разнородна (акционеры, инвесторы, государство, СМИ, местные общества) У каждой компании есть приоритетная группа стейкхолдеров Исходя из принципа существенности, компаниям для повышения качества отчетов нужно сосредоточить их на приоритетной группе стейкхолдеров 12
Российская годовая отчетность: прогноз Концентрация «традиционных» годовых отчетов российских компаний на приоритетных группах стейкхолдеров и дальнейшее повышение качества Копирование успешных западных кейсов перехода на новые стандарты Возможный фактор ускорения: возвращение компаний на западные рынки капитала 13
Спасибо за внимание! 14