О СНОВНЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ «Чудеса магнита или магнитная феерия» Воспитатель старшей группы «Колокольчик» МДОУ 1 »Дюймовочка» Крюкова Л.А.
З АДАЧИ : Познание: формировать у детей элементарные представления о физических свойствах предметов; поощрять выдвижение гипотез детьми; стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми. Развивать у детей мыслительные операции – анализ, синтез. Развивать исследовательскую активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, формировать на их основе устойчивые познавательные интересы.
Интеграция образовательных областей: «Познание» (познавательно-исследовательская деятельность), «Социализация», «Коммуникация», «Безопасность». Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная. Цель образовательной деятельности: Накопление у детей конкретных представлений о магните и его свойстве притягивать металлические предметы; о способности некоторых предметов проводить магнетизм.
Социализация: формировать у детей умение чётко решать поставленные задачи самостоятельно и при взаимодействии со сверстниками; развивать и закреплять сенсорные способности. Коммуникация: приучать детей проявлять инициативу с целью получения новых знаний; воспитывать культуру речевого общения; расширять словарный запас детей, обогащая лексический запас (магнит, магнетизм, болт, мех). Безопасность: обучение безопасному проведению опытов. Воспитывать аккуратность при работе с магнитом.
Планируемый результат: дети активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом и сверстниками в решении игровых проблемных задач; высказывают свою точку зрения; проявляют интерес к исследовательской деятельности; имеют элементарные представления о свойствах магнита. Раздаточный материал: магниты полосовые, различные металлические предметы (скрепки, шайбы, шурупы, железные пластинки и другие, лоскутки ткани, меха, предметы из резины, пластмассы, лист бумаги, стекло, картон (на каждого ребёнка, стаканчик с водой и металлическими предметами, картонный мольберт, скрепки. Мотивация: установление положительного контакта, мотивация на последующую деятельность.
Ч ТО ТАКОЕ МАГНИТ? Магнит это металл, способный притягивать другие металлы, а иногда и отталкивать. А еще намагничивать, то есть передавать свою способность другим предметам. В нем отрицательные заряды концентрируются на одном полюсе, а положительные на другом. Самый сильный магнит имеет форму подковы, между ее полюсами сосредоточена мощная магнитная сила (магнитное поле). Прямоугольные магниты имеют с одной стороны положительный заряд, с противоположной отрицательный. Самый слабый магнит имеет круглую форму, в нем заряды распределены равномерно.
Х РОНИКИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ : ЗНАКОМСТВО С МАГНИТОМ Свойства магнитов часто кажутся чуть ли не волшебством. Мы вместе с детьми поставили несколько опытов по определению этих свойств. И даже сделали одну игру:)игру
Э НЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ : Магнит - это тело, обладающее магнитным полем. В природе магниты встречаются в виде кусков камня - магнитного железняка (магнетита). Он очень похож на магнитную руду и отличается тем, что может притягивать к себе другие такие же камни. Название происходит от названия гор и местности Магнисия в Малой Азии, где в древности были обнаружены залежи магнетита. Но на многих языках мира слово "магнит" значит просто "любящий" - это осмысление его способности притягивать к себе.
О ПЫТ 1. К АКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПРИТЯГИВАЕТ МАГНИТ ? Возьмем предметы, сделанные из разных материалов: кусок ткани, бумажку деревянную зубочистку, железную скрепку, камень, стеклянный шарик. Будем подносить к ним по-очереди магнит. Какой из этих материалов притянется к магниту?
В ЫВОД : М АГНИТ ПРИТЯГИВАЕТ К СЕБЕ ТОЛЬКО ЖЕЛЕЗО.
О ПЫТ 2. «Т АНЦУЮЩАЯ БАБОЧКА »
З АДАЧКА НА СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ. Надо насыпать в миску манку и закопать в нее скрепки. Как можно быстро собрать скрепки? В ответ может быть несколько вариантов: на ощупь, просеять или воспользоваться только что определенным нами свойством магнита притягивать все железное.
О ПЫТ 3. М АГНИТЫ ДЕЙСТВУЮТ НА РАССТОЯНИИ. Нарисуйте на бумаге линию и положите на нее скрепку. Теперь потихоньку пододвигайте к этой линии магнит. На каком-то расстоянии от линии скрепка вдруг "скакнет" и прилипнет на магнит. Вывод: Вокруг магнита есть что-то, чем он может действовать на предметы на расстоянии. Это что-то назвали "магнитным полем".
З АДАЧКА НА СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ. В миску надо налить сантиметра на 2 воды. И бросить в нее скрепку. Как не замочив рук (или каких-нибудь других предметов) вытащить скрепку из воды? Правильно, магнитом - используя только что изученное его свойство действовать на расстоянии.
О ПЫТ 4. М АГНИТ ИМЕЕТ ДВА ПОЛЮСА. Если взять два любых кусочка магнита и поднести их друг к другу, то окажется, что они одним концом притягиваются, а другим - отталкиваются. Один конец называется южным или положительным полюсом магнита и помечается знаком "+". Другой конец - северный (отрицательный) полюс магнита, помечается знаком "-". Магниты притягиваются друг к другу разноименными полюсами, а отталкиваются одноименными. Попросите ребенка взять два магнита и определить, складывает он их одинаковыми полюсами или разными?
В ЫВОД : Магниты притягиваются друг к другу разноименными полюсами, а отталкиваются одноименными.
О ПЫТ 5. М АГНИТНЫЕ СВОЙСТВА МОЖНО ПЕРЕДАТЬ ОБЫЧНОМУ ЖЕЛЕЗУ. Попробуйте к сильному магниту подвесить снизу скрепку. Если поднести к ней еще одну, то окажется, что верхняя скрепка примагничивает нижнюю! Попробуйте сделать целую цепочку из таких висящих друг на друге скрепок. У нас их получилось 5 штук. Но это поле очень недолговечное. Искусственное намагничивание легко уничтожить, если просто резко стукнуть предмет. Вывод: Магнитное поле можно создать искусственно
И ГРА «Ж ИВЫЕ КАРТИНКИ » В начале игры воспитатель незаметно для детей начинает двигать магнитом с изнаночной стороны картона, а с лицевой стороны дети наблюдают движение машины, ракеты, кораблика. Конечно, на лицах детей удивление. Воспитатель старается вызвать у детей любопытство по отношению к наблюдаемым явлениям. Через некоторое время воспитатель раскрывает секрет фокуса. Показывает детям магнит, выявляют его свойства. Затем дети самостоятельно пытаются повторить опыт.
П РОГУЛКА : На прогулке мы искали объекты, которые «тянулись» к магниту и нашли….
Р АБОТА С РОДИТЕЛЯМИ : Родители тоже потрудились: помогли детям сделать поделки из магнита.
М ЕЧТЫ ОДНОГО МАГНИТА ( СКАЗКА ) На столе лежал большой магнит и вздыхал. Ему было очень скучно. Ухватить и прилепить к себе некого. И напрасно магнетики внутри него стояли рядами ровно, как солдаты, и все смотрели в одну сторону, не двигаясь. Магнит очень гордился своими магнетиками. Он считал себя немного в родстве со светом и его Светиками. Он ведь также состоял из многих мельчайших частиц, только они, в отличие от Светиков, были послушны, стояли тихо и спокойно, никуда не летели. Даже смотрели в одну сторону. У любого металла такие магнетики есть, но все в разные стороны смотрят, не слушаются. А тут, такая сила! Потому что все вместе. Как схватят кого, так и не отпустят. Жалко только, что схватить, примагнитить они могут лишь железо. - А если их нагреть? Может, тогда они сильнее станут и начнут всех хватать и примагничивать? А это уже совсем другая история….
Я О МАГНИТЕ МНОГО НЕ ЗНАЛ, Н О ОПЫТЫ ДЕЛАЛ И КНИГИ ЧИТАЛ. Т АЙНЫ ЕГО ПРИОТКРЫЛИСЬ И МНЕ … М АГНИТ – ЭТО ЗАВТРАШНИЙ ДЕНЬ НА З ЕМЛЕ ! Магнит показывает на север и на юг; от человека зависит избрать хороший или дурной путь жизни. Козьма Прутков