Сформировать практические умения применять знания о свойствах линз для нахождения изображений графическим методом.
Найдите оптическую силу системы двух линз, одна из которых имеет фокусное расстояние 2,5 м, а другая оптическую силу, равную -1,5 дптр. F1=2,5 м Д = Д 1+ Д 2 Д 2=-1,5 дптр Д 1=1/F1 Д -? Д =1/F1+ Д 2 Д =1/2,5+(-1,5)=-1,1( дптр ) Ответ : Д =-1,1 дптр
1. Что называется линзой ? 2. Чем отличаются выпуклые линзы от вогнутых ? 3. Какие линзы являются собирающими, а какие рассеивающими ? 4. Что называют главной оптической осью линзы ? 5. Какую точку называют главным фокусом линзы ? 6. Что такое фокусное расстояние линзы ? 7. Что называется оптической силой линзы ? 8. Как называется единица оптической силы линзы ? 9. У каких линз оптическая сила положительная, а у каких отрицательная ? 10. Как по внешнему виду линз можно узнать, у какой из них короче фокусное расстояние ? 11. Какая из двух линз, имеющих разное фокусное расстояние, дает большое увеличение ?
F1=25 см 0,25 м Д =1/F F2=50 см 0,5 м Д 1=1/F1 Д 1-? [ Д ] = 1/ м = дптр Д 2-? Д 1=1/0,25=0,4 ( дптр ) Д 2=1/F2 Д 2=1/0,5=2 ( дптр ) Ответ : Д 1=0,4 дптр Д 2=2 дптр
Д 1=5 дптр Д =1/F; F=1/ Д Д 2= 8 дптр [F] = 1/ дптр = м F1-? F1=1/5=0,2 ( м ) = 20 ( см ) F2-? F2=1/8=0,125 ( м ) = 12,5 ( см ) Ответ : F1 = 20 см F2 = 12,5 см Задача 2
Д 1 = -3 дптр Д = Д 1+ Д 2+ Д 3+ Д 4+ Д 5 Д 2 = -3 дптр Д =1/F F=F3=F4=F5=50 см 0,5 м Д 3= Д 4= Д 5=1/F Д -? Д =-2 Д 1+3/F [ Д ] = дптр +1/ м = дптр Д = -2*3+3/0,5=0 Ответ : Д = 0
А ) Точечный объект и его изображение всегда лежат на одной оптической оси ; Б ) луч, падающий на линзу параллельно оптической оси, после преломления через фокус, соответствующий этой оси ; В ) луч, проходящий через фокус до собирающей линзы, после линзы распространяется параллельно оси, соответствующей этому фокусу ; Г ) луч, параллельный оптической оси, пересекается с ней после преломления в фокальной плоскости.
Луч, проходящий через центр линзы ( при прохождении через линзу этот луч практически не изменяет своего направления Луч, падающий на линзу параллельно ее главной оптической оси, после преломления проходит через главный фокус линзы. У собирающей линзы главный фокус действительный.
Предмет находится между фокусом и ее двойным фокусом : F
Предмет находится за двойным фокусом расстоянии линзы : d>2F. Изображение получается : 1. Уменьшенное 2. Перевернутое 3. Действительное
Предмет находится между линзой и ее фокусом : d
Предмет находится на двойном фокусном расстоянии линзы : d=2F. Изображение получается : 1. Равное 2. Перевернутое 3. Действительное
Предмет находится за двойным фокусом расстоянии линзы : d>2F. Изображение получается : 1. Уменьшенное 2. Перевернутое 3. Действительное
d=F Изображение отсутствует
Размеры и расположение изображение предмета в собирающей линзе зависит от положения предмета относительно линзы. В зависимости от того, на каком расстоянии от линзы находится предмет, можно получить или увеличенное изображение (F 2F).
Луч, проходящий через центр линзы ( при прохождении через линзу этот луч практически не изменяет своего направления Луч, падающий на линзу параллельно ее главной оптической оси, после преломления проходит через главный фокус линзы. У рассеивающей линзы фокус мнимый.
Рассеивающая линза не дает действительных изображений, так как лучи, прошедшие сквозь нее, расходятся при всех положениях предмета линза дает уменьшенное, мнимое, прямое изображение, лежащее по ту же сторону что и предмет.
Какие лучи используются при построении изображения, даваемых линзой ? От чего зависит характер изображения, даваемого линзой ? Опишите изображение, получаемое с помощью линзы
На каком рисунке изображение S1 светящейся точки S, даваемое собирающей линзой построено правильно ?
Самостоятельно построить изображение предмета в собирающей линзе, если F
§35, 145, подготовить сообщение или презентацию ( по желанию ) по теме « Применение линз ». Рефлексия ( отметьте свой вариант ответа в таблице ) Суждения Да Нет Не знаю На уроке я: 1)узнал много нового; 2)показал свои знания; 3)с интересом общался с учителем и одноклассниками. На уроке я чувствовал себя: 1)свободно; 2)скованно; 3)уютно. На уроке мне понравилось: 1)коллективное решение познавательных задач и вопросов; 2)наглядность; 3)другое (указать).