Самолеты Красной Армии в годы Великой Отечественной войны гг. Составил: Исин А. Е. КГКП «ЭСТК». Павлодарская область.
И-185 был спроектирован и построен ОКБ Н. Н. Поликарпова в 1940 г. По своим летным характеристикам являлся одним из лучших истребителей своего времени. В конце 1942 г. проходил войсковые испытания на Калининском фронте и отлично зарекомендовал себя. Многие конструктивные решения Поликарпова при проектировании И-185 были применены для создания истребителя Ла-5. Истребитель Ла-5 появился при обстоятельствах не совсем обычных, если не сказать драматических, для конструкторского коллектива во главе с С.А. Лавочкиным.
Истребитель Ла-7. По размерам и обводам он лишь немного отличался от Ла- 5. Вооружение было усилено - три пушки ШВАК вместо двух, несмотря на то, что много Ла-7 было выпущено с двумя пушками ШВАК. Потом ставили пушки 20-мм Б-20 (Березина, выстрелов в минуту, по 130 снарядов). Истребитель ЛаГГ-3. В серийных самолетах было усилено вооружение - добавлено два тяжелых пулемета УБС, иногда ставили пушку калибра 23 мм и подвешивали шесть снарядов РС-82. Всего построено 6528 самолетов.
Истребитель МиГ-1. Серийные МиГ-1 кое-чем отличались от прототипа И Истребитель МиГ-3. К началу войны истребителей МиГ-3 в строю стало значительно больше, чем ЛаГГ-3 и Як-1, и на них переучивались большинство летчиков. Но МиГ-3 был все же недостаточно освоен строевыми летчиками, переучивание большинства из них еще не было завершено. В сравнении с И-15, не принимая в расчет И-153, МиГ-3 был труднее в пилотировании, в частности при посадке. По предложению летчика- испытателя С. П. Супруна были сформированы два полка на МиГ-3.
Истребитель Як-1. В первые полтора года войны Як-1 был лучшим советским истребителем. В нем гармонично сочетались высокие летные характеристики и вооружение. По сравнению с основным истребителем гитлеровской Германии Мессершмитт Bf-109E, Як-1 имел превосходство в скорости и всех видах маневра. Однако, с появлением более совершенного Bf-109F летные данные Як-1 стали уже недостаточны. Тогда по инициативе КБ А. С. Яковлева и НИИ ВВС была проведена модификация мотора, благодаря чему на небольших высотах, т.е. как раз там, где и велись в основном воздушные бои, мощность мотора существенно возросла. Истребитель Як-1 с новым форсированным мотором строился серийно с лета 1942 г. По скорости на малых и средних высотах этот самолет не уступал основным немецким истребителям Bf-109F и G, по маневренности превосходил их, но немного уступал в скороподъемности.
Истребитель Як-7. Истребитель, полученный в результате непосредственного развития Як-1 и его учебно-тренировочного варианта УТИ-26. За кабиной летчика в фюзеляже Як-7 находился еще один отсек, который можно было использовать для различных целей. Первоначальный вариант - с двигателем ВК-105П в 1050 л. с. Вооружение: одна пушка ШВАК-20, затем МП-20 (130 снарядов), ось редуктора и два синхронных пулемета УБС (300 патронов) взамен двух пулеметов ШКАС на Як-7. Под крылом можно было подвешивать шесть реактивных снарядов РС-82 или две бомбы по 100 кг.
Истребитель Як-9. Самый массовый тип фронтового самолета-истребителя в составе наших ВВС в годы Великой Отечественной войны. Очень часто применялся в воздушных боях на всех фронтах. Самолет Як-9 был результатом развития Як-1 и Як-7, а его непосредственным предшественником был Як-7ДИ. Сохранились основные размеры и обводы, но в Як-9 был внесен ряд усовершенствований. Был установлен двигатель ВК-105ПФ номинальной мощностью в 1222 л. с. у земли и 1180 л. с. на высоте 2300 м. Масса его кг. Фонарь кабины и гаргрот - по типу Як-7Б. Конструкция Як-9 сохранялась, как и прежде, смешанная, но лонжероны крыла вместо прежних деревянных коробчатого типа стали металлическими.
Штурмовик Ил-2. В мае - июне 1941 г. первые серийные Ил-2 начали поступать в строевые части штурмовой авиации советских ВВС. Тем не менее они с успехом применялись в боях на дальних подступах к Москве в августе - ноябре и зарекомендовали себя как действенное противотанковое оружие при штурмовке танковых и мотомеханизированных колонн противника. Их вооружение в сочетании со специальными противотанковыми бомбами ПТАБ- 2,5 (рвущимися на крупные осколки при снаряде кумулятивного, то есть направленного, действия) массой 2,5 кг в количестве 200 шт. давали возможность вести активную и успешную борьбу с танками и пехотой.
Благодарю за внимание!