ОСНОВЫ ШКОЛЬНОЙ КАЛЛИГРАФИИ Курс по выбору
Слово каллиграфия происходит от греческих слов каllos – «красота» и grapfien – «писать». Таким образом, каллиграфия - искусство красивого письма, т.е. умение писать правильным (четким) и устойчивым почерком. В старину искусство каллиграфии ценилось очень высоко. В старой школе много внимания уделяли обучению каллиграфии, так как человек, владевший красивым почерком, уже мог работать писарем. Вместе с искусством каллиграфии развивались и получили распространение линейно-орнаментальные украшения – росчерки. На основе рукописных каллиграфических образцов письма были созданы типографские каллиграфические шрифты.
«Красота человека – в красоте его письма» - так говорили в старину. Люди жили неторопливо, и каждый «список» - рукотворная книга – считался произведением искусства. Сейчас всё изменилось: и темп жизни стремителен, и поток информации, которую нужно увековечить, слишком объёмен. Да и писать стали намного меньше с приходом современной техники.
Заглядывая в тетради учеников (если мы – учителя), в тетради своих детей (если мы – родители), мы с каждым днем все больше и больше убеждается в том, что у большинства из них, как и у большинства из нас, далеко не каллиграфический почерк. Но важно помнить, что своим письмом Вы показываете отношение к тому человеку, который прочтет то, что Вы написали. Красивый почерк, каллиграфический почерк – вот то, к чему мы стремимся на занятиях по каллиграфии. Но не только.
Вспомним слова Мин Тао: «Когда я занимаюсь каллиграфией, я крайне серьезен. Моя цель - не в том, чтобы каллиграфия была хороша. Мои занятия - это лишь путь духовного совершенствования». Спокойствие духа, уравновешенность, целеустремленность, трудолюбие, усидчивость, – качества, формируемые во время занятий каллиграфией, можно перечислять бесконечно. Каллиграфически правильное письмо содействует эстетическому, эмоциональному развитию, воспитанию аккуратности, сосредоточенности, старательного отношения к выполнению любой работы.
Основное внимание в содержании курса планируется уделять усвоению требований школьной каллиграфии, подготовке к становлению и коррекции почерка своего и чужого.
ЦЕЛЬ КУРСА Формирование у студентов каллиграфических навыков и на этой основе – подготовка к формированию каллиграфического почерка у детей в условиях школьного и домашнего образования.
ЗАДАЧИ КУРСА Формирование навыков каллиграфического письма в соответствии с требованиями современной школы. Знакомство с историей обучения каллиграфии. Усвоение гигиенических требований, предъявляемых к письму. Формирование навыков каллиграфического анализа. Подготовка к обучению каллиграфии в профессиональной педагогической деятельности и в условиях домашнего обучения и развития детей, в системе самообразования.
Каллиграфическое поздравление. Автор: Марьина Марина. Г. Екатеринбург
ОБРАЗЦЫ КАЛЛИГРАФИЧЕСКОГО ПОЧЕРКА
ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ БУКВ
УПРАЖНЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КАЛЛИГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА