Специфика работы педагога-психолога в дошкольном отделении Бажанова Елена Александровна Педагог-психолог Дошкольного отделения 1
Мудрость ребенка Чем проповедь выслушивать, мне лучше бы взглянуть. И лучше проводить меня, чем указать мне путь. Глаза умнее слуха и поймут все без труда. Слова порой запутаны, пример же - никогда. Тот лучший проповедник, кто веру в жизнь провел. Добро увидеть в действии - вот лучшая из школ. И если все мне рассказать, я выучу урок. Но мне ясней движенье рук, чем быстрых слов поток. Должно быть можно верить умным словесам. Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам. Вдруг я неправильно пойму прекрасный твой совет – Зато пойму, как ты живешь: по правде или нет.
Обучение в дошкольном возрасте отличается тем, что ребенок учится по нашей программе в той мере, в какой она становиться его собственной. Нет необходимости перегружать ребенка, стараясь дать ему больше. Ведь между видами детской деятельности существует широкая взаимная компенсация, и использовать следует те из них, которые лучше организованы взрослым и к которым склонность испытывает сам ребенок. Методы работы с детьми должны опираться не только на уже имеющиеся возможности, способности, умения детей, но и задавать перспективу их дальнейшего развития. При этом очень важно, насколько взрослый в работе с детьми разного возраста акцентируют внимание на формировании у них интереса к окружающей жизни, интереса и умения учиться, способности к самостоятельному добыванию знаний, потребности в активном отношении к той деятельности, в процесс которой они включаются
Целевое направление деятельности педагогов-психологов - развитие системы социально-психологических условий, способствующих успешному развитию и воспитанию каждого ребенка. Задачи: Предупреждение возникновения проблем развития ребенка (ранняя диагностика и коррекция) Помощь ребенку в решении актуальных задач развития и обучения (развитие сенсо-моторного опыта, развитие интеллектуально-познавательного, эмоционально- волевого компонентов и двигательного аппарата, расширение социального опыта и адаптацияу ДОУ). Развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) педагогического состава и родителей
Принципы работы Основополагающий принцип – принцип индивидуального похода. Каждый ребенок заслуживает точной и своевременной помощи с учетом только ему присущих особенностей развития личностной структуры. Принцип многообразия форм и методов работы, позволяющий создать каждому ребенку широкую зону для роста и развития; Принцип нравственности, позволяющий раскрыть перед ребенком сферу социальных норм и правил без излишнего морализаторства Принцип комплексной помощи, когда преодоление трудностей происходит не только на уровне ребенка, но и на уровне родителя и педагогов-воспитателей.
Виды деятельности Диагностическая деятельность– изучение хода психологического развития ребенка, его эмоционального и личностного реагирования в различных ситуациях Развивающая деятельность – групповые и индивидуальные занятия для решения актуальных задач развития ребенка Просветительская и профилактическая деятельность – консультации с родителями и педагогами по вопросам развития и воспитания дошкольников
Помощь ребенку в решении актуальных задач развития и обучения (развитие сенсо-моторного опыта, развитие интеллектуально- познавательного, эмоционально-волевого компонентов и двигательного аппарата, расширение социального опыта ).
Развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) педагогического состава и родителей