Балльно-рейтинговой система оценки достижений учащихся Югова Алевтина Петровна, учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ 3» г. Лысьва, 2013
Болонский процесс «Болонским» принято называть процесс создания странами Европы единого Европейского пространства высшего образования (ЕПВО), основные цели которого должны быть достигнуты к 2010 г. Его начало было положено подписанием в 1999 г. в Болонье (Италия) Болонской декларации, в которой были сформулированы основные цели, ведущие к достижению сопоставимости и, в конечном счете, гармонизации национальных образовательных систем высшего образования в странах Европы. Основные идеи Болонской декларации исходят из Великой хартии университетов Magna Charta Universitatum (Болонья, 1988 г.) и Сорбоннской декларации (Париж, 1998 г.). В настоящее время (2006 г.) Болонский процесс (БП) объединяет 45 стран. Российская Федерация (РФ) присоединилась к БП в 2003 г. на Берлинской Конференции министров образования стран Европы.
В Болонской декларации указаны 6 основных задач, решение которых, как предполагается, будет способствовать ЕПВО. Это введение общепонятных, сравнимых квалификаций в области высшего образования, переход на двухступенчатую систему высшего образования (циклы обучения), введение оценки трудоемкости (курсов, программ, нагрузки) в терминах зачетных единиц/кредитов (система зачетных единиц/система кредитов) и отражение учебной программы в Приложении к диплому, образец которого разработан Европейской Комиссией, Советом Европы и ЮНЕСКО-СЕПЕС, повышение мобильности студентов, преподавателей, научных работников и административно-управленческого персонала, обеспечение необходимого качества высшего образования (система обеспечения качества), взаимное признание квалификаций и соответствующих документов в области высшего образования
В настоящее время принято говорить о 10-ти позициях БП (action lines): к ранее сформулированным, добавляются введение аспирантуры в общую систему высшего образования(в качестве третьего уровня), придание «европейского измерения» высшему образованию (его ориентация на общеевропейские ценности) и повышение привлекательности, конкурентоспособности европейского образования, реализация социальной роли высшего образования, его доступность, развитие системы дополнительного образования («обучение в течение жизни»). Кроме того, в настоящее время становится все более принятым говорить об общеевропейском образовательном и исследовательском пространстве (Европейское пространство научных исследований).
Балльно-рейтинговая система оценки системный накопительный подход к выставлению и интеграции баллов учащимся в регламентированной шкале по результатам всех видов учебной деятельности при освоении основных образовательных программ
Балльно-рейтинговая система оценивания знаний и обеспечения качества учебного процесса Важнейшей составляющей системы зачетных единиц является рейтинговая система оценки знаний. Она позволяет реализовывать механизмы обеспечения качества и оценки результатов обучения, активизировать учебную работу учащихся, у которых появляются стимулы управления своей успеваемостью.
Успешность изучения отдельных дисциплин в системе зачетных единиц оценивается суммой набранных баллов (из 100 возможных), а успеваемость учащегося в целом - по Общему среднему показателю успеваемости (ОСПУ). Система балльной оценки является основным инструментом оценки работы ученика в процессе изучения дисциплины и уровня ее освоения на выходе; ОСПУ - инструментом интегрированного оценивания учащихся по всем изученным дисциплинам на отдельных этапах (по завершении 1, 2, 3-й четверти) и в конце обучения. Текущее значение ОСПУ, исчисляемое в баллах с точностью до одной десятой, определяет текущий рейтинг ученика
БРС система позволяет учащимся: - осознать необходимость систематической работы по выполнению индивидуального учебного плана; - своевременно оценить состояние своей работы по изучению дисциплины, выполнению всех видов учебной нагрузки до начала экзаменационной сессии; - развивать способности учеников к самооценке, как средству саморазвития и самоконтроля; - в течение учебного года вносить коррективы в самостоятельную работу.
БРС дает возможность преподавателям: - планировать учебный процесс по предмету и стимулировать систематическую работу учеников в течение всего учебного года; - повысить у учащихся состязательность в учебе для активизации личностного фактора на основе оценки реального места, занимаемого учеником среди одноклассников в соответствии со своими результатами; - своевременно вносить коррективы в организацию учебного процесса, используемые методы и средства обучения.
На уровне всего учебного заведения БРС способствует: - совершенствованию системы управления качеством образования на основе упорядочения и расширения возможностей применения различных видов и форм текущего и промежуточного контроля качества процесса и результатов обучения; - развитию системы мониторинга качества образования для накапливания и представления всем заинтересованным лицам, в том числе родителям учеников, информации об учебных достижениях учащегося, группы, потока за любой промежуток времени;
Модель балльно-рейтинговой системы оценки достижений учащихся по литературе - Весь объём материала, изучаемый по литературе в 10 классе, разбила на модули. - Продумала виды работ, за которые будут начисляться баллы в каждом модуле. - По каждому виду работы определила количество баллов. - Определила формулы перевода баллов в оценку.
Rmax = М1 + М2 + М3+М4+М5 = 170 балла Модуль 1: Многообразие русской лирики XIX века. (Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, Н.А.Некрасов) Модуль 2: Поиски положительных начал в русской жизни и русском национальном характере в прозе XIX века (И.А.Гончаров, И.С.Тургенев, Н.Г.Чернышевский, Н.С.Лесков, М.Е.Салтыков- Щедрин, Модуль 3: Психологический роман Ф.М.Достоевского. Модуль 4: Первый русский роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир» Модуль 5: Драматургия XIX века (А.Н.Островский, А.П.Чехов).
1 блок Многообразие русской лирики XIX века. (Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, Н.А.Некрасов) балла
2 блок Поиски положительных начал в русской жизни и русском национальном характере в прозе XIX века (И.А.Гончаров, И.С.Тургенев, Н.Г.Чернышевский, Н.С.Лесков, М.Е.Салтыков-Щедрин,) баллов
3 блок Психологический роман, Ф.М.Достоевского баллов
4 блок Первый русский роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир» баллов
5 блок Драматургия XIX века (А.Н.Островский, А.П.Чехов) баллов
Итоговая работа по курсу: 3 5 баллов Итого: баллов
Модуль 1: Многообразие русской лирики XIX века. (Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, Н.А.Некрасов) (30 баллов) К1.1 Анализ стихотворения (каждого поэта) – 6 баллов К 1.2 проект по творчеству поэтов– 6 баллов К 1.3 стих. Наизусть (каждого поэта) – 6 баллов К 1.5 Сочинение– 6 баллов КИМ работа в форме ЕГЭ– 6 баллов