Преемственность начального общего и основного общего образования в обучении и воспитании учащихся 5-х классов ноябрь 2014 года
Цель: - подведение итогов работы по вопросам адаптации обучающихся 5-х классов к обучению в основном звене; - коррекция дальнейшей совместной работы начальной и основной ступени по вопросам преемственности с учётом выявленных проблем
Повестка: 1. Организация адаптационного периода (Стельмах С. В.) 2. Характеристика классных коллективов (Киряшина Е. К Башкирова В. Д. Горнаева О. М.) 3. Результаты диагностик и анкетирования учащихся (Чернякова Н. Л.) 4. Анализ стартовых работ по русскому языку, математике (Стельмах С.В. Цапкова И.В..) 5. Организация воспитательной работы в адаптационный период (Бауэр Л. И.) 6 Разное
Начинаются личностные изменения, связанные с началом подросткового возраста. Начинают формироваться ценностные ориентации, закрепляются черты характера, поэтому важно, какой рядом взрослый (и учитель, и родитель). Авторитет, пример! Самооценка все меньше зависит от учебных успехов, а больше от того, как ребенка ценят и воспринимают! Как никогда ждет позитивной оценки себя, но только не своей успеваемости, со стороны взрослого. Трудности в сфере общения со сверстниками, одноклассниками, в умении «занять определенную ступень». Это для пятиклассников важнее, чем учеба! Закладываются мораль, этика. Но часто взрослая и детская мораль не совпадают, отсюда стихийные нормы поведения, тенденции закрепления негативного статуса в системе общения.
Адаптация психологическая – процесс приспособления ученика как личности, к существованию в школе, согласно с его требованиями и личными потребностями, мотивами и интересами
Работу с пятиклассниками необходимо начинать в конце начальной школы. Самое важное и трудное задание – это кропотливая работа всех учителей – предметников. От неё зависит, какая база заложена для предотвращения будущего подросткового кризиса лет.
Мероприятия по преемственности Посещение учителями основной школы уроков в 4-х классов, знакомство классных руководителей с классными коллективами, родительские собрания, совещание по преемственности (март – май 2014) Организационное совещание (сентябрь 2014), на котором рассмотрены особенности младшего подросткового возраста, точки риска во время адаптации пятиклассников, даны рекомендации - памятки классным руководителям, учителям – предметникам, утверждён план работы по организации адаптационного периода
5А класс 5Б класс 5В класс Всего учащихся -28 Выполняло работу – 24 «5» - 11 «4» – 7 «3» – 2 «2» – 4 Успеваемость – 83% Качество – 75% Всего учащихся – 26 Выполняло работу – 26 «5» – 1 «4» - 14 «3» – 4 «2» – 7 Успеваемость – 73% Качество – 58% Всего учащихся – 19 Выполняло работу – 19 «5» – 0 «4» - 4 «3» – 4 «2» - 11 Успеваемость -42% Качество - 21%
склонение имени существительного; падеж имени существительного; разбор слова по составу; подбор однокоренных (проверочных) слов; главные члены предложения (г\о); окончание имён прилагательных; определение части речи; знаки препинания в конце предложения; интерпретация текста (читать, понимать, размышлять)
на уроках русского языка спланировать повторение правил, по которым были допущены ошибки; вводить в практическую работу на уроках задания, способствующие формированию знаний, умений и навыков по проблемным темам; активизировать творческую работу, включающую проблемные задания; обратить особое внимание на комплексную работу с текстом.
5А класс 5Б класс 5В класс Читают: выше нормы – 15 соотв. норме – 4 ниже нормы – 3 Читают: соотв. норме – 17 (грамотно, чётко, выразительно) 5 – допускают ошибки в окончаниях, изменяют слова) ниже нормы – 4 (ошибки в окончаниях, изменяют или недосчитывают слова, неправильно ставят ударение) выше нормы – 5 соотв. норме – 11 (читают выразительно, понимают текст, могут отвечать на вопросы по тексту, рассуждать) ниже нормы – 3
Учителям литературы систематически проводить на уроках «пятиминутки», способствующие формированию беглого чтения (скороговорки, жужжащее чтение,…) Активизировать работу, направленную на воспитание интереса к чтению (книжные выставки, презентация любимой книги,…) Учителям – предметникам особое внимание на уроке обратить на работу с текстом (обязательное чтение на каждом уроке)
ФГОС и СДП Комплексная работа с текстом (формирование метапредметных результатов) Интегрированные уроки Совместная работа учителей – предметников, работающих в классе (УУД, формы, приёмы,…) …
Считать адаптацию обучающихся 5-х классов к условиям, требованиям обучения в основной школе удовлетворительной. Руководителям ШМО основной и начальной школы включить в план работы совместные мероприятия методического характера ( до Загумённая Н. В., Цапкова И. В., Карасёва Т. В., Асташкина Л. А.) Классным руководителям 5-х классов, педагогу – психологу, социальному педагогу составить план индивидуальной работы с детьми, требующими особого внимания (до – Чернякова Н. Л., кл. руководители 5-х классов )