ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ «ГОТОВНОСТЬ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ» МОУ учебно-методический образовательный центр служба психолого-педагогической поддержки и реабилитации учебный год
Психологический мониторинг Определение готовности первоклассников к школьному обучению (13 образовательных учреждений Ленинского муниципального района,874 учащихся) учебный год
Распределение первоклассников по уровням психологической готовности к школе (13 образовательных учреждений Ленинского района,8 74 первоклассник а ) учебный год
Результаты первоклассников, отнесенных в «Группу риска» и «Беда» (13 образовательных учреждений, 298 первоклассников) учебный год
Сравнение уровней психологической готовности первоклассников , , учебный год
Выполнение заданий первоклассниками группы риска и беда , , учебный год
Участие образовательных учреждений Ленинского муниципального района в психологическом мониторинге «Готовность первоклассников к школьному обучению» , , учебный год
Психологические причины неуспеваемости Среди психологических факторов можно выделить несколько сфер, влияющих на обучение: - познавательная; - мотивационная; - эмоционально-волевая Недостаточный уровень развития внимания также может стать причиной трудностей при освоении учебной программы. У первоклассников произвольное внимание развито слабо, неустойчиво, объем внимания невелик, одним и тем же делом они могут заниматься минут. Нарушение внимания может быть следствием физиологических изменений или результатом ситуативного психологического состояния ребенка (отсутствие мотивации к обучению, конфликты с учителем, с родителями, сверстниками). Т.е.чем больше симптомов нарушения внимания, тем ниже отметки по всем предметам. Из свойств внимания (сосредоточенность, устойчивость, переключаемость, распределение, объем) самая большая связь обнаружена между успеваемостью и переключаемостью внимания. Для построения эффективной программы обучения необходимо учитывать, какой канал восприятия информации используется каждым ребенком (зрительный, слуховой, кинестетический), в каком виде полученная информация сохраняется в сознании (в виде зрительных, слуховых, кинестетических образов) и каким образом ребенок проверяет правильность им решения (например, при написании диктанта).
Рекомендации для учителя по оказанию педагогической коррекции неуспевающим школьникам 1. Учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей ребенка и специфики социально-педагогической ситуации развития ребенка. 2. Опора на положительное в личности ребенка и ориентация на гармонизацию ее развития. 3. Дифференцированный подход. 4.Психолого-педагогическое воздействие и стимулирование активности ребенка: разъяснение; ожидание радости; снятие напряжения; обращение к самолюбию, самоуважение; обращение к любви, состраданию, стыду, чувству прекрасного; требование; внушение. Полезно фиксировать, отмечать и поощрять малейшие удачи ребенка в учебной деятельности, самые незначительные сдвиги к лучшему. Особое внимание следует уделить тому, чтобы не дать закрепиться новым неудачам. Для этого, тренируя волю ребенка, нужно заставлять его доводить начатое дело до конца, не откладывая его на «потом» при первых же ошибках. Особое внимание стоит обратить на характер и форму порицания и поощрения отстающего ученика. Порицание ни в коем случае не должно касаться способностей ученика. Оно должно быть предельно конкретным и направленным на устранение ясно осознаваемых самим учеником недостатков (например, нарушений дисциплины, небрежности в работе и т.д.). Немаловажно, каков тон речи учителя в момент порицания. Раздражение, злость в голосе вызывают только негативную реакцию ученика. Нужно стараться говорить с ним спокойно доброжелательно и заинтересованно.
Рекомендации для дифференцированного подхода к первоклассникам Предлагается выделять три группы учащихся: слабых, средних и сильных. Задача учителя в том, чтобы подтягивать слабых до необходимого уровня и дать посильную нагрузку для средних и сильных учащихся. На тех или иных этапах урока организуется самостоятельная работа по группам, и учащиеся выполняют задания разной степени трудности. Учитель помогает в первую очередь слабым учащимся. На последнем этапе учащиеся выступают с отчетом о выполненной самостоятельной работе. Указанный принцип построения урока используется в практике многих школ. Важно отметить, что группы носят временный характер, переход из одной в другую разрешается и производится учителем с учетом успешности учения каждого ученика.