Скульптор Анна Голубкина Выставка в Государственной Третьяковской галерее, Москва 1864–1927
Бронзовая «Березка» Анны Семеновны Голубкиной, светлая, одухотворенная, поражающая виртуозной импрессионистической обработкой поверхности, воспринимается как символ искусства, открывающего новый мир, как воплощение надежды на обновление жизни. Березка В. Маковский. Вечеринка Девушка в центре – А. Голубкина
В книге «Ремесло» (1923) Голубкина рассказала о связи ремесла с ее представлениями о предназначении человека, о необходимости передачи в скульптурах живой, одухотворенной материи. Всю жизнь она побеждала в скульптуре культ вещной мертвенности. Анна Голубкина – первая русская женщина-скульптор образ творца- подвижника, посвятившего себя служению искусству. А.С. Голубкина е Пловец (Волна). Фрагмент горельефа над входом в МХТ им. А.П. Чехова Москва
Родившаяся в Зарайске в крестьянской семье Голубкина приехала в Москву в 25 лет, училась у художника-архитектора А.О. Гунста, затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Портрет П.С. Голубкина, деда скульптора Во время второй поездки в Париж в 1897 г. Голубкина познакомилась с Роденом. Скульптор обучил ее импрессионистическим приемам, оказав большое влияние на ранний период творчества. А.С. Голубкина в мастерской с работами «Старость» (1898) и «Портретом А.О. Гунста» (1905). Париж Голубкина была первым русским скульптором, получившим награду Парижского салона.
К раннему периоду относится ваза «Туман», в которой скульптор использует импрессионистические приемы в обработке поверхности материалов, в поиске экспрессивности, в прихотливой игре светотени, дерзком изменении форм. Ваза «Туман». Около 1908 Кариатида 1908
В портретах философов, поэтов, писателей можно увидеть рождение и постижение скрытого ритма и напряжения скульптурного образа. Портрет А.М. Ремизова. 1911Портрет В.Ф. Эрна Л.Н. Толстой 1927 Портрет М.Ю. Лермонтова 1901
Портрет Андрея Белого Образ поэта Андрея Белого озарен внутренним мистериальным светом.
В большей степени, чем в творчестве других скульпторов, в творениях Голубкиной отразились характерные приметы времени, несущего огромные перемены. Кажется, что в своем творчестве она проявляет сострадание к людям. В женских образах «Марья», «Старая» ощущаются меланхолия, усталость, скорбь. Но эти чувства преодолены спокойной готовностью к принятию новых жизненных испытаний. Марья. 1906Старая. 1908
Портрет Л.И. Сидоровой. 1906Е.П. Носова-Рябушинская Если ты хочешь, чтобы у тебя из твоего писательства что-нибудь вышло, не ходи замуж, не заводи семьи. Искусство связанных не любит. К искусству надо приходить со свободными руками. Искусство – это подвиг, и тут нужно все забыть, все отдать, а женщина в семье – пленница... А.С. Голубкина
Девочка (Манька) После 1904 Образы детей Митя Ребенок 1909
Тайная вечеря (12 апостолов). 1920
Презентация подготовлена Е. Князевой по материалу В. Хан-Магомедовой Журнал «Искусство» 3/2014 Спящие. 1912