Урок литературы в 5 классе
А.А. Фет "Весенний дождь"
А.А. ФЕТ «ВЕСЕННИЙ ДОЖДЬ» Еще светло перед окном, В разрывы облакаа солнце блещет, И воробей своим крылом, В песке купается, трепещет. А уж от неба до земли, Качаясь, движется завеса, И будто в золотой пыли Стоит за ней опушка леса. Две капли брызнули в стекло, От лип душистым медом тянет, И что-то к саду подошло, По свежим листьям барабанит г.
ЦЕЛИ: -составить алгоритм анализа стихотворения; -обучиться анализу лирического текста.
Схема анализа эпизода 1. Действующие лица эпизода: - портретные и речевые характеристики; - авторское отношение к персонажам; - ваше отношение; - художественные средства для изображений персонажей. 2. Развитие действия, конфликт эпизода: - отношения героев друг с другом; - цели героев в данном эпизоде; - что они делают для достижения своих целей; - результат поступков; - вспомогательные художественные приемы (лирические отступления, описания природы и т. д.), их роль. 3. Место эпизода в контексте произведения, композиционная роль. 4. Необходимость данного эпизода для: - развития действия всего произведения; - раскрытия характеров персонажей.
Пункты анализа художественного произведения: 1) Определение темы произведения. 2) Особенности изображения героя. 3) Художественно-выразительные средства. 4) Способ рифмовки. 5) История создания произведения. 6) Композиция. 7) Настроение произведения. 8) Выразительное чтение. 9) Моё отношение к произведению.
Схема анализа лирического текста: 1) История создания стихотворения. 2) Определение темы произведения. 3) Настроение лирического текста. 4) Художественно-выразительные средства. 5) Способ рифмовки. 6) Моё отношение к произведению.
А.А. Фет «Весенний дождь» Еще светло перед окном, В разрывы облакаа солнце блещет, И воробей своим крылом, В песке купается, трепещет. А уж от неба до земли, Качаясь, движется завеса, И будто в золотой пыли Стоит за ней опушка леса. Две капли брызнули в стекло, От лип душистым медом тянет, И что-то к саду подошло, По свежим листьям барабанит г.
Словарная работа …Качаясь, движется завеса…
Словарная работа Завеса- 1. Завеса - большая занавеска (устар.). 2. (перен.) То, что скрывает, закрывает собой что-нибудь. (С.И. Ожегов. "Толковый словарь")
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ Метафора Метафора - переносное значение слова, основанное на сходстве и противопоставлении одного предмета или явления другому, скрытое сравнение.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ Сравнение Сравнение - изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ Олицетворение Олицетворение - придание неживому предмету свойств живого существа.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ Эпитет Эпитет- образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.
Домашнее задание Общее задание: каждому ученику сделать карточку анализа лирического текста, проанализировать любое стихотворение о дожде. Дополнительное задание ( по желанию): приготовить презентацию образа дождя.
- Я сегодня научился … - Мне сегодня понравилось … - Мне не понравилось … - Мне сегодня было легко … - Мне на уроке было трудно…