Тема урока: «Омонимы»
Цели урока: активизировать знания по теме «Омонимы»; активизировать знания по теме «Омонимы»; закреплять умение находить в толковом словаре омонимы, отличать их от многозначных слов; закреплять умение находить в толковом словаре омонимы, отличать их от многозначных слов; познакомиться с тем, какие бывают омонимы; познакомиться с тем, какие бывают омонимы; научиться различать омонимы; научиться различать омонимы; обогащать словарный запас. обогащать словарный запас.
Слово НАРЯД - омоним НАРЯД – 1) одежда (в 1 знач.), костюм. НАРЯД – 1) одежда (в 1 знач.), костюм. Во всех нарядах хороша. Шутовской наряд. Во всех нарядах хороша. Шутовской наряд. 2) Красивая нарядная одежда. Свадебный наряд. Только 2) Красивая нарядная одежда. Свадебный наряд. Только наряды на уме у кого – нибудь. Осенний наряд леса (перен.) наряды на уме у кого – нибудь. Осенний наряд леса (перен.) НАРЯД - 1) документ, распоряжение о выполнении какой - нибудь НАРЯД - 1) документ, распоряжение о выполнении какой - нибудь работы, о выдаче или отправке чего – нибудь. работы, о выдаче или отправке чего – нибудь. Наряд на погрузку. Наряд – заказ. Наряд на погрузку. Наряд – заказ. 2) Воинское подразделение или военизированная группа, несущая внутреннюю или караульную службу. 2) Воинское подразделение или военизированная группа, несущая внутреннюю или караульную службу. Гарнизонный наряд. Наряд милиции. Быть в наряде. Гарнизонный наряд. Наряд милиции. Быть в наряде. 3) Воинское задание, поручаемая военнослужащему 3) Воинское задание, поручаемая военнослужащему работа. работа. Наряд вне очереди. Наряд вне очереди.
Пугало пугало сорок сорок.
ОМОНИМ (греч.) – omos - «одинаковый» - onyma - «имя»
Отца спросила дочка: - Не знаю, как прочесть. Есть слово ПРОВОЛОЧКА, И ПРОВОЛОЧКА есть. А что такое АТЛАС? Его приносят в класс? Я прочитала АТЛАС, Но есть ведь и АТЛАС?
Чем объединены следующие слова: вена вена блок блок лист лист даль даль роман роман надежда надежда вера вера
Молоко медленно стекло со стола. Молоко медленно стекло со стола. Сквозь чистое стекло чётко были видны красивые здания. Сквозь чистое стекло чётко были видны красивые здания.
Омонимия – явление многоуровневое: полные омонимы – лексические; полные омонимы – лексические; омоформы – грамматические; омоформы – грамматические; омографы – графические; омографы – графические; омофоны – фонетические. омофоны – фонетические.
Заставить – загородить чем – либо поставленным. Заставить – загородить чем – либо поставленным. Заставить - принудить кого – либо Заставить - принудить кого – либо что – то сделать. что – то сделать.
Всё так же широко и привольно будет течь Волга! Всё так же широко и привольно будет течь Волга! Матросы быстро заделали течь в корабле. Матросы быстро заделали течь в корабле.
Луг – лук Луг – лук Гриб – грипп Гриб – грипп Пол..скать – пол…скать Пол..скать – пол…скать Зап…вать – зап…вать Зап…вать – зап…вать Разр…дить – разр…дить Разр…дить – разр…дить
Врезаться Врезаться Вырезать Вырезать Высыпать Высыпать
Фразеологические омонимы: ДАВАТЬ СЛОВО - обещать; ДАВАТЬ СЛОВО - обещать; ДАВАТЬ СЛОВО – предоставлять возможность выступить на собрании. ДАВАТЬ СЛОВО – предоставлять возможность выступить на собрании.
Домашнее задание: составить предложения, в которых были бы омонимы, омографы, омофоны, омоформы; составить предложения, в которых были бы омонимы, омографы, омофоны, омоформы; составить кроссворд по теме «Омонимы»; составить кроссворд по теме «Омонимы»; составить карточки - задания на определение лексического значения слова – омонима; составить карточки - задания на определение лексического значения слова – омонима; составить текст - рассуждение на тему «Что такое омонимы»; составить текст - рассуждение на тему «Что такое омонимы»; составить памятку «Как различать многозначные слова и омонимы». составить памятку «Как различать многозначные слова и омонимы».
На уроке: На уроке: Я узнал(а)… Я узнал(а)… Я научился (научилась)… Я научился (научилась)… Было интересно… Было интересно… Особенно понравилось… Особенно понравилось… Оказалось неожиданным… Оказалось неожиданным… Вызвало затруднение… Вызвало затруднение… Было сложно… Было сложно… Свою работу я оцениваю … Свою работу я оцениваю … Итог урока
Спасибо за урок !