Технология проблемного обучения Выполнил: Учитель биологии МБОУ СОШ 10 Карандина В.В.
Проблемное обучение организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно- представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения. организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно- представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения.
Проблемная ситуация это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием. это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.
Ц е л и Традиционного типа обучения: усвоение результатов научного познания, вооружение учащихся знаниями основ наук, привитие им соответствующих умений и навыков Проблемного обучения: не только усвоение результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути процесса получения этих результатов, формирования познавательной деятельности ученика и развития его творческих способностей
В основе проблемного обучения лежит принцип поисковой учебно- познавательной деятельности ученика
Деятельность учителя состоит в том, что он доводит объяснение содержания наиболее сложных понятий доводит объяснение содержания наиболее сложных понятий систематически создает проблемные ситуации систематически создает проблемные ситуации организует их учебно-познавательную деятельность организует их учебно-познавательную деятельность
В результате у учащихся вырабатываются навыки умственных операций и действий вырабатываются навыки умственных операций и действий вырабатываются навыки переноса знаний вырабатываются навыки переноса знаний развивается внимание, воля, творческое воображение развивается внимание, воля, творческое воображение
Методические приёмы создания проблемных ситуаций: - учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его решения; - учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его решения; - излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос; - излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос; - предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций - предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций - побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты; - побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты; - ставит конкретные вопросы; - ставит конкретные вопросы; - ставит проблемные задачи - ставит проблемные задачи
Для реализации проблемной технологии необходимы: - отбор самых актуальных, сущностных задач; - отбор самых актуальных, сущностных задач; - определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы; - определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы; - построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических пособий и руководств; - построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических пособий и руководств; - личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать заинтересованность учащихся в деле. - личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать заинтересованность учащихся в деле.
Задача учителя состоит не в том, чтобы сформировать безошибочное мышление, а в том, чтобы научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий.
Этапы разрешения проблемы осознание осознание осмысление осмысление озарение озарение фактологический уровень понятийный уровень творческий, эвристический уровень
Самостоятельное открытие истины приносит учащимся необыкновенное интеллектуальное удовлетворение.
Известны случаи, когда человек, у которого полностью поражен спинной мозг, парализовано туловище и конечности, продолжает жить и заниматься умственным трудом. Объясните, почему при этом у человека сохраняется сознание, мышление и другие психические процессы?
Объясните, почему человек может жить без желчного пузыря, с одним легким, с одной почкой, с половиной печени, но он умрет, если удалить маленькую железу – гипофиз, который весит всего 0,5 г? Объясните, почему человек может жить без желчного пузыря, с одним легким, с одной почкой, с половиной печени, но он умрет, если удалить маленькую железу – гипофиз, который весит всего 0,5 г?
Почему эритроциты человека, имея меньшие размеры, чем эритроциты рыб и земноводных, поглощают больше кислорода?
Человек лежит под одеялом и дрожит от озноба: «Холодно, накройте еще чем-нибудь!» Его накрывают еще одним одеялом, но он не может согреться. Человек заболел. Измеряют температуру его тела – 39,8°. Как же так? У больного высокая температура, у него жар, а ему холодно. Как объяснить это противоречие?
Почему постоянно приходится создавать новые ядохимикаты против насекомых – вредителей сельскохозяйственных культур?
Почему в условиях естественного освещения в зимнее время многие овощные культуры в теплицах не образуют плодов, несмотря на оптимальные температурные условия и полив?
Актуализация знаний - 2,7 кг у взрослого человека; - его называют "зеркалом здоровья"; - этот орган постоянно отмирает и рождается вновь. Итак, что же это за орган?
Измерьте свой рост утром, как только встанете, и вечером, перед сном. Сравните эти величины. Объясните причины изменения роста в течение дня.
Летучие мыши чемпионы по непостоянству температуры тела. Когда зверек летит, температура бывает около 40°, а зимой она снижается до 7,5°. Летом сердце сокращается у них 420 раз в минуту, а в спячке - всего 8 раз. Какое значение имеют эти биологические явления в жизни летучих мышей?
Спасибо за внимание!