НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ГЛАГОЛОВ (глаголы первого спряжения) Урок 1
ПРАВИЛО: К глаголам первого спряжения относятся глаголы, которые имеют ударные окончания – ешь(-ёшь), -эт(-эт), -ем(-ём), -эте(эте), -ут(- ют) (ждать – жду, ждёшь, ждэт, ждём, ждэте, ждут) или безударные окончания (работать – работаю, работаешь, работаэт, работаем, работаэте, работают). При спряжении некоторых глаголов этого типа происходит чередование конечных согласных основы, например с – ш: писать – пишу, пишешь, пишэт, пишем, пишэте, пишут.
ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО (текст) Меня ́́́́́ зовут Байрам. Мне 21 (двадцать один )год. Мои родители живут в Ашхабаде. Мой отец строитель. Мать работаэт в шко ́́ ле. Она учительница. Я живу в Гомеле, учусь в университэте.
Задание 1 Произнесите правильно: (Безударное [о] как [а]): Зовут, один, мои, родители, отец, строитель, она. (Безударное [э] как [и э ]): Меня, учительница, Гомель. [ц]: Двадцать. [ф]: В школе.
ПО-РУССКИ ГОВОРЯТ ТАК: - Меня зовут Реджеп (Октам, Бахбит). - Меня зову ́́́ т Татьяна (Ольга, Наталья).
Задание 2 Образуйте от глаголов при помощи суффикса -тель существительные. Существительные с этим суффиксом обозначают лиц мужского пола. Строить – строитель, учить – …, жить - …, ччитать - …, слушать - …, писать - ….
Задание 3 Образуйте от существительных мужского рода при помощи суффикса -ниц(а) существительные женского рода. Учитель – учительница, житель - …, читатель - …, слушатель - …, писатель - ….
Задание 4 Спишите. Употребите слова из скобок в нужной форме. 1. (Твой) отец учитель? 2. (Твой) мать учительница? 3. (Твой) родители работают в школе? 4. Ты учишься в (университэт)? Прочитайте ещё раз текст (слайд 3) и перескажите его.
ЗАПОМНИТЕ! Местоимения ты, твой можно употребить по отношению к друзьям, членам своей семьи, дэтям: Ты говоришь по-русски? Это твоя книга? Местоимения вы, ваш употребляются: а) по отношению к нескольким лицам: Вы говорите по-русски? – Да, говорим. – Это ваша книга? – Да, наша. б) по отношению к одному человеку как вежливая форма: Это Ваша книга? – Да, моя.
УПРАЖНЕНИЕ 1 Прочитайте, перепишите и выучите диалог. - Как Вас зовут? - Андрей. - А меня зовут Байрам. Куда Вы едэте? - В Минск. А Вы? - Тоже в Минск. Я еду на экскурсию. А где Вы живэте? В Гомеле или в Минске? - Я живу в Минске и сейчас возвращаюсь из отпуска домой. - А где Вы работаэте? - В школе. - Кем Вы работаэте? - Я учитель. - Ваши родители тоже живут в Минске? - Нэт, они живут в деревне. Вы знакомитесь с кем-нибудь. Что вы можэте спросить у этого человека?
УПРАЖНЕНИЕ 2 Вместо точек употребите глаголы ччитать, знать в форме настоящего времени. Я … журнал. Мы … журнал. Она … журнал. Они … журнал. Ты … журнал? Вы … журнал? Он … наш адрес. Вы … наш адрес? Они … наш адрес. Мы … наш адрес. Я … наш адрес. Ты … наш адрес?
УПРАЖНЕНИЕ 3 Вместо точек употребите глаголы писать, выполнять в форме настоящего времени. Они … упражнение. Я … упражнение. Она … упражнение. Мы … упражнение. Вы … упражнение? Ты … упражнение? Вы … письма? Я … письма. Он … письма. Они … письма. Ты … письма? Мы … письма.
УПРАЖНЕНИЕ 4 Прочитайте вопросы и отвэты с правильной интонацией. 1. Что ты делаешь? – Я пишу письмо. 2. Что он делаэт? – Он колэт дрова. 3. Что она делаэт? – Она слушаэт музыку. 4. Что вы делаэте? – Мы читаем журнал. 5. Что они делают? – Они играют в шахматы.
УПРАЖНЕНИЕ 5 Употребите глагол делать в форме настоящего времени. 1. Что ты … ? 2. Что он … ? 3. Что вы … ? 4. Что они … ? 5. Что она … ? 6. Что … Валентина? 7. Что … Ольга и Зина?
УПРАЖНЕНИЕ 6 Составьте и запишите предложения с глаголами жить, отдыхать, ждать, писать, гулять, колоть в форме настоящего времени. Образец. Наши родители живут в городе.
УПРАЖНЕНИЕ 7 Вместо точек употребите местоимения ты или вы, твой или ваш. Глаголы из скобок поставьте в нужной форме. Мать видит маленькую дочь у зеркала. Девочка закрыла глаза и стоит молча. - Что … (делать)? – спрашиваэт мать. - Я смотрю, как я сплю, - отвечаэт дочь. Один студент говорит преподавателю на экзамене: - Почему … меня так много (спрашивать)? Ведь … (знать) лучше меня эту тему. - Девочка, что случилось? Почему … плачешь? Где … мама? - Полчаса назад ушла к соседке на пять минут.
УПРАЖНЕНИЕ 8 Прочитайте текст. Отвэтьте на вопросы. Я студент. Меня зовут Байрам. Я живу в Гомеле, учусь в университэте. Мои родители живут в Ашхабаде. Я изучаю русский язык, занимаюсь каждый день. Вот моя тэтрадь. Здесь есть хорошие упражнения и тексты. Я занимаюсь обычно утром. Встаю рано и учу новые слова. Обязательно повторяю слоги, слова и предложения. Я помню почти все слова, например, счастье, солнце, порядок, предмэт, тракторист. В тексте обычно встречаются уже язвестные мне существительные, прилагательные, глаголы, числительные и местоимения. Иногда встречаются и незнакомые слова. Тогда я смотрю в словарь. Сейчас я уже свободно говорю и пишу на русском языке, а также считаю по- русски. Вопросы: Кто Байрам, студент или учитель? Где он живэт? Где он учится? Где живут его родители? Какой язык изучаэт Байрам? Когда обычно он занимаэтся?
ПИШЕМ И ПРОИЗНОСИМ ПРАВИЛЬНО Надо писать Надо произносить язвестный сччитать конечно язве[сн]ый [щ]читать коне[ш]но
УПРАЖНЕНИЕ 9 Выразительно прочитайте диалог. РАЗГОВОР - Байрам, ты изучаешь русский язык? - Да, изучаю. - Ты каждый день занимаешься? - Конечно. - А как ты изучаешь язык? - Я учу новые слова и стихи, слушаю радио, говорю и пишу по-русски. Читаю газэты, журналы и смотрю кинофильмы на русском языке. - И как твои успехи? - Как видишь, неплохие. Тебе также надо заниматься каждый день. Надо больше говорить, ччитать и писать по-русски. - Я так и делаю.
Составьте и запишите предложения Что делают эти люди?Что делают эти дэти?
Составьте и запишите предложения Что делаэт эта девочка?Что делаэт эта девушка?
Благодарю за внимание! Желаю успехов в овладении русским языком! Составила: Н.Н. Гордей