Подготовила : Музыкальный руководитель ГБОУ СОШ 601 г. Москвы Фомина И. Д г.
.
Это самый подвижный и гибкий инструмент среди смычковых. Ее технические возможности росли вместе с искусством таких виртуозов, как Витали, Торелли и Корелли в 17 веке, а позже - Тартини, Виотти, Шпор, Вьетан, Берио, Венявский, Сарасате, Изаи и, конечно, Н. Паганини. Он владел поразительным искусством игры двойными нотами, аккордами, pizzicato, флажолетами. Когда во время концерта у него рвались струны, он продолжал играть на оставшихся. Фото Никколо Паганини (Nikkolo Paganini )
Искусство изготовления скрипок передавали из поколения в поколение, и на протяжении двухсот лет семействами Амати, Гварнери, Страдивари были созданы инструменты, которые до сих пор считаются одними среди самых лучших. Страдивари был известнейшим итальянским мастером по созданию скрипок
Виолончель вошла в музыкальный быт во второй половине 16 века. Своим созданием она обязана искусству таких выдающихся инструментальных мастеров, как Маджини, Гаспаро де Сало, а позже - Амати и Страдивари. Как и альт, виолончель долгое время считали в оркестре второстепенным инструментом. Бетховен первым " открыл " красоту тембра виолончели. Вслед за ним композиторы превратили ее звук в поющий голос оркестра - вспомним вторую часть 6 симфонии Чайковского. Нередко в операх, балетах и симфонических произведениях виолончели поручается соло.
Виолончель вдвое больше альта, ее смычок короче скрипичного и альтового, струны - намного длиннее. Виолончель принадлежит к числу " ножных " инструментов : исполнитель ставит ее между коленями, упирая металлическим шпилем в пол.
Контрабас обладает густым, низким и очень сочным тембром. Поскольку низкие частоты распространяются на сравнительно небольшое расстояние, контрабас редко используется в качестве сольного инструмента.
Тем не менее, существует немало контрабасистов - виртуозов, мастерски владеющих техникой исполнения на нём и раскрывающих его богатые выразительные возможности. Для сольных выступлений нередко используются старинные мастеровые инструменты с бархатным, мягким звучанием. А в оркестре же контрабас играет отнюдь не последнюю роль ( как многие могут считать ): он является фундаментом всего оркестра.
На контрабасе играют стоя ( как правило, солисты ) или сидя на высоком табурете ( преимущественно в оркестре ), ставя инструмент перед собой. Высота инструмента регулируется длиной шпиля. Приёмы игры на контрабасе и штрихи те же, что и на скрипке, однако из - за его крупных размеров и менее удобного положения смычка ( на весу ) техника игры на контрабасе значительно ограничена : большое растяжение пальцев и частая смена позиций затрудняют исполнение быстрых пассажей, скачков, гамм. На контрабасе хорошо звучит пиццикато.
Арфа - один из древнейших музыкальных инструментов человечества. Она произошла от лука с натянутой струной, которая мелодично звучала при выстреле. Позже звук тетивы стали использовать как сигнал. Человек, впервые натянувший на лук три - четыре тетивы, которые из - за своей неодинаковой длины издавали звуки разной высоты, и стал создателем первой арфы.
Арфа - струнный щипковый инструмент. Считается, что красотой своего внешнего вида она превосходит всех своих соседей по оркестру. Ее изящные очертания скрывают форму треугольника, металлическую раму украшают резьбой. На раму натягивают струны (47-48) разной длины и толщины, которые образуют прозрачную сетку.
Виртуозные возможности арфы довольно своеобразны : на ней прекрасно удаются широкие аккорды, пассажи из арпеджио, глиссандо - скольжение руки по всем струнам, настроенным на какой - нибудь аккорд, флажолеты. Роль арфы в оркестре не столько эмоциональная, сколько красочная. Арфа часто аккомпанирует разным инструментам оркестра ; в других случаях ей поручают эффектные соло.
1. Какие инструменты относятся к струнной группе ? 2. Он владел поразительным искусством игры двойными нотами, аккордами, pizzicato, флажолетами. Когда во время концерта у него рвались струны, он продолжал играть на оставшихся ? 3. Он был известнейшим итальянским мастером по созданию скрипок ? 5. Этот инструмент имеет струны (47-48) разной длины и толщины, которые образуют прозрачную сетку. 6. На нем играют стоя ? 7. Перечислите инструменты расположенные на фо - то ?