«Диалог» Участникам раздают бумагу и ручки. Ведущий предлагает всем участникам представить себя в роли начальника и «продолжить разговор» с подчиненными в предложенной ситуации. Свою реплику ( не более 1-2 предложений) надо молча записать на листе бумаги. Затем ведущий зачитывает ситуацию.
Ситуация 1. Начальник: Петр Иванович, я прошу вас остаться! Подчиненный: Я не могу. Рабочий день уже закончился. Начальник: … ( предполагаемая реплика)
Ситуация 2. Начальник: Вера Ивановна! В следующем месяце я хотел бы вас отправить на курсы повышения квалификации. Подчиненная: До пенсии осталось немного, и без повышения квалификации как-нибудь доработаю. Начальник: … ( предполагаемая реплика)
Ведущий собирает листы с ответами по первой и второй ситуациям, и группа переходит к обсуждению. Обсуждение проходит анонимно. В процессе обсуждения квалифицируются тактики поведения в конфликтных ситуациях: давление, подстраивание, заигрывание, вступление в диалог, включение партнера в разговор об истинных причинах отказа. У частники должны представить себе дальнейшее развитие диалога при различных тактиках начальника ( реакции подчиненного на реплику начальника, возможные причины отказа, попытки разрешения проблемы подчиненного, оказание возможной помощи в их решении со стороны начальника) ведущий может использовать вспомогательные вопросы, направляющие обсуждение. Например, является конфликт деловым или личностным? В чём овод конфликта, а в чем его настоящая причина?
«ТРОЙКА» Упражнение может быть использовано для развития коммуникативных умений, повышения эмоционального восприятия собеседника. Участники объединяются в группы по трое. Начинает игру первая тройка ( остальные участники- наблюдатели). Двое в отсутствие третьего ( выходит за дверь) договариваются о том, что они хотели бы узнать у него ( например, марку часов или что он ел на завтрак). Отсутствующий возвращается, и кто-то из участников начинает разговор, цель которого – задать человеку интересующий вопрос, узнать нужную информацию, но так, чтобы тот не догадался, что именно у него хотят узнать. После выступления каждой тройки проводится анализ: угадал ли участник, что у него хотели узнать, где он чувствовал «слабые места» разговора, что было удачным. Даётся возможность высказать своё мнение другим членам группы- наблюдателям. Затем игру продолжают с другими « тройками».
« Комплимент» В кругу каждый по очереди говорит своему соседу комплимент. Тот, кому сделан комплимент, благодарит и говорит комплимент своему соседу и т.д. ( комплименты по возможности не должны повторяться).