Прокариотическая клетка. Цель: создать представление о двух уровнях клеточной организации: прокариотическом и эукариотическом.
Знать: ключевые понятия «прокариоты, эукариоты, плазмида, спорообразование» Уметь: давать определение ключевым понятиям, называть части и органоиды прокариотической клетки, выделять различия в строении эукариот и прокариот, находить информацию о прокариотах в различных источниках и критически оценивать её
Все организмы, имеющие клеточное строение прокариоты (предъядерные) эукариоты (ядерные)
Клеточная стенка
Над клеточной стенкой у многих бактерий расположена слизистая капсула, предназначенная для дополнительной защиты бактерии от внешних воздействий.
Помимо основной ДНК (хромосомы) бактерии обычно содержат большое количество очень маленьких кольцевых молекул ДНК длиной несколько тысяч пар, так называемых плазмид, участвующих в обмене генетическим материалом между бактериями.
МЕЗОСОМЫ
Бактерии (греч. bakterion палочка) царство прокариотных (безъядерных) микроорганизмов, чаще всего одноклеточных или колониальных. Очень мелкие бактерии (около 0,2 мкм) преимущественно паразиты, очень крупные (более 10 мкм) цианобактерии имеют развитый мембранный аппарат и включения, т. е. способны к самостоятельному питанию.
.
Классификация бактерий по особенностям обмена веществ
Спорообразование – приспособление бактерий к неблагоприятным условиям
Бактерии размножаются простым делением надвое. После редупликации кольцевой ДНК клетка удлиняется и в ней образуется поперечная перегородка. В дальнейшем дочерние клетки расходятся или остаются связанными в группы.
Значение бактерий
Закрепление материала 1. Клетка, в которой нет оформленного ядра, принадлежит: А. - бактерии Б. - грибу В. – растению Г. – животному. 2. Носителями наследственной информации в клетке являются: А. – хромосомы Б. – хлоропласты В. – цитоплазмы Г. – рибосомы. 3. Организмы, тело которых состоит из одной клетки, не имеющей оформленного ядра, питающиеся в основном органическими веществами - это: А. – грибы Б. – водоросли В. – простейшие Г. – бактерии.
4. Установите соответствие: 1. бактерии А. Прокариоты 2. Цианобактерии (сине-зеленые водоросли) Б. Эукариоты 3. грибы 4. растения 5. животные А. _____________________ Б. _____________________ 5. Приведите классификацию бактерий по их форме
8. Ответьте, с помощью какого биологического механизма бактерии переживают неблагоприятные условия окружающей среды? 9. Укажите типичный для бактерий способ размножения.
11. Прокариотические организмы могут быть: А. – только одноклеточные Б. – колониальные В. – одноклеточные и колониальные Г. – одноклеточные, многоклеточные и колониальные. 12. Найдите соответствие: Возбудители заболеваний: Заболевания: А. сальмонеллёзы Б. СПИД 1. бактерии В. чума 2. вирусы Г. грипп Д. холера
13. Человек использует бактерии в производстве: А. – ферментов Б. – спирта В. – лимонной кислоты В. – всё верно. 14. У бактериальной клетки есть органоиды. А. мезосомы (впячивания разной формы и размеров цитоплазматической мембраны в цитоплазму); Б. аппарат Гольджи; В. рибосомы; Г. нуклеотид.
Прочитайте Бактерии Микроскопические друзья человека Дом для бактерий
Домашнее задание. А) Написать письмо от имени бактерий о том, что будет, если на Земле исчезнут бактерии брожения, гниения, азотфиксирующие; если бактерии утеряют способность к спорообразованию? Б) Доклады или презентации на тему Болезнетворные бактерии. Санитарно- гигиенические нормы. В) Изучить теоретический материал параграфа 2.9.