Урок истории 5 класс Тема: «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы». Учитель: Клименко С.Н.
«Древнее Двуречье»
ЦАРЬЕДИНАЯ ТЕРРИТОРИЯЧИНОВНИКИВОЙСКОНАЛОГИ В КАЗНУ ? Признаки государства
План урока: 1. Город Вавилон становится главным в Двуречье. 2. Вавилонский царь Хаммурапи утверждал, что получил власть от богов. 3. Законы царя Хаммурапи.
Тема урока: «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы».
«Древнее Двуречье»
Город Вавилон становится главным в Двуречье. Поясните используя текст учебника стр.69-70, как и почему Вавилон становится главным городом Двуречья. Каковы источники могущества и славы Вавилона? Соотнесите данные с картой на стр.70 Найдите Вавилонское царство на карте и определите его местоположение.
Задание 1. Заполните контурную карту «Вавилонское царство»: - напишите названия главных рек Двуречья; - закрасьте кружочек, обозначающий самый знаменитый город Древнего Двуречья, напишите его название; - обведите границы Вавилонского царства.
Вавилонское царство
Царь Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н. э.)
Задание 2. Заполните «линию времени». - Отметьте на «линии времени» годы правления Хаммурапи в Вавилоне; - Сколько лет правил этот царь? - Мог ли Хаммурапи написать письмо египетскому фараону-завоевателю Тутмосу? - Чтобы найти правильный ответ, обозначьте на «линии времени» годы правления Хаммурапи и Тутмоса.
«Линия времени» 1792 г. до н.э год 1500 г. до н.э г. до н.э. До нашей эры Наша эра
Царь Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н. э.)
Как вы думаете, чем уникален этот столб?
Царские законы. Почему законы Хаммурапи изучаются до сих пор?
Проблемное задание. Кого защищали законы Хаммурапи и против чего были направлены.
Задание 3: Проанализировать текст законов и ответить на вопросы: 1. С какой целью Хаммурапи был призван править людьми? 2. Каким образом Хаммурапи поддерживал порядок в стране?
Алгоритм работы в группе 1. Внимательно познакомьтесь с содержанием текста карточки. 2. Подготовьте ответы на вопросы. 3. Обсудите ответы в группе.
Задания для первой группы: 1. Каковы основные занятия жителей Древнего Вавилона? 2. Что использовалось в Древнем Вавилоне в качестве платы за работу или компенсации за ущерб? 3. Можно ли утверждать, что приведенные законы поощряли и защищали собственность? 4. Почему в царских законах проявлена столь большая забота о системе орошения? 5. Предположите, почему царь был заинтересован в благополучии населения страны?
Задания для второй группы: 1. Все ли были равны перед законом в Древнем Вавилоне? 2. Почему за кражу вещи, овцы и раба наказывали одинаково? 3. Обсудите в парах, почему в законах не защищены интересы рабов?
Задания для третьей группы: 1. Как вы думаете, кто чаще всего попадал в долговое рабство? 2. Кого глава семьи мог отдать в долговое рабство? 3. Что такое «долговое рабство»? 4. Как законы защищали свободных людей от долгового рабства? 5. Чем отличалось положение раба-должника от положения раба-чужеземца? 6. Эти статьи законов были написаны в интересах должников или ростовщиков?
Задание для четвёртой группы: 1. За какие преступления наказывали в Вавилоне? 2. Объясните происхождение выражения: "око за око, зуб за зуб". 3. Как вы считаете, предлагаемые наказания за преступления слишком суровые или нет? 4. Почему в статьях 202, 203, 205 за одно и то же преступление предусмотрены разные наказания ?
Объясните, почему имя царя Хаммурапи вошло в мировую историю.
Законы царя Хаммурапи – правила, обязательные для всех жителей страны наличие писаных законов – важнейший признак государства законы Хаммурапи регулируют все стороны общественной жизни, устанавливают различие между рабами- чужеземцами и рабами-должниками Они защищали: собственность свободных людей; своих подданных от обращения в рабство. Они способствовали: укреплению государства. Законы сурово наказывали за преступления.
Задание 4. Приведите в соответствие преступления с наказаниями, согласно законам царя Хаммурапи. Преступление Наказания 1. Если сын ударит своего отца… В) …то ему должно отрубить руку. 2. Если человек повредит глаз кого-либо из людей… А)...то должно выбить его глаз. 3. Если человек выбьет зуб человека, равного себе… Б) …то должно выбить его зуб. 4. Если раб ударит по щеке кого-либо из людей… Д) …то должно отрезать ему ухо. 5. Если строитель построит дом и этот дом разрушится, то… Г) …то должен починить за собственное серебро.
Домашнее задание: составить законы для своего класса
Лист самооценки. 1. На уроке я работал… активно/пассивно 2. Своей работой на уроке я… доволен/не доволен 3. Материал урока мне… интересен/ не интересен 4. За урок я… устал/не устал 5. Урок показался мне… коротким/длинным 6. Домашнее задание мне кажется… лёгким/трудным