Тема 12. Процесс обучения. Структура, закономерности и принципы обучения Выполнил ассистент кафедры педагогики А.Э.Потросов
План 1. Предмет и задачи дидактики. 2. Обучение как специально организованный процесс взаимодействия учителя и учащихся. 3. Структура процесса обучения, ее содержательное наполнение. 4. Закономерности и принципы процесса обучения.
ДИДАКТИКА Термин « дидактика» происходит от греческих слов: didacticos – «поучающий» и didasko – «изучающий». «Насколько известно, – писал польский педагог Ч.Куписевич, – термин дидактика был введен в употребление в 1613 году в Германии. Именно тогда Кристоф Хельвиг и Йохим Юнг, анализируя деятельность известного языковеда и сторонника обучения на родном языке Вольфганга Ратке (1571– 1635), подготовили «Краткий отчет из дидактики, или Искусство обучения Ратихия».
ДИДАКТИКА Научную разработку дидактики впервые осуществил чешский педагог Я.А.Коменский. В 1657 г. он издал в Амстердаме свой знаменитый труд «Великая дидактика», где впервые сформулировал принципы, правила обучения, многие из которых не потеряли своего значения и в настоящее время. Понимая под природосообразностью особые закономерности формирования личности, Я.А.Коменский особое внимание уделил проблеме учета ее возрастных и индивидуальных возможностей и определил принципы: самостоятельности ученика в осмыслении и деятельном освоении мира, наглядности, прочности и последовательности в его обучении.
ДИДАКТИКА В дальнейшем большой вклад в развитие дидактики внесли многие зарубежные и отечественные педагоги: И. Г.Песталоцци, И. Ф. Гербарт, А. Дистервег, К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев, П.Н.Груздев, М.А.Данилов, Б.П.Есипов, М.Н.Скаткин, Н.А.Менчинская, Ю.К.Бабанский и другие. В настоящее время под дидактикой понимается самостоятельная педагогическая дисциплина, изучающая теоретические и методические основы процесса обучения, образования.
РАЗРАБОТКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ К основным проблемам, которые разрабатывает дидактика, относятся следующие: 1. исследование научно-педагогических основ содержания образования; 2. раскрытие сущности, закономерностей и принципов обучения; 3. освещение закономерностей учебно-познавательной деятельности обучающихся; 4. развитие методов обучения; 5. совершенствование и обновление организационных форм учебной работы.
ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ДИДАКТИКИ Преподавание – упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач), обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний. Учение – со процесс, в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные. Обучение – организация и осуществление учебно- познавательной деятельности учащихся по овладению ими знаниями, практическими умениями и навыками, а также способами творческой деятельности и различными социокультурными идеями.
ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ДИДАКТИКИ Формы обучения – внешний вид учебного процесса, который характеризуется количеством обучаемых, временем и местом обучения, а также порядком и принципами его осуществления. Методы обучения – конкретные способы организации и осуществления обучающей деятельности учителя и учебно-познавательной деятельности учащихся. Средства обучения – отдельная сторона метода (способа обучения) или предметная поддержка учебного процесса, связанная с более успешной реализацией дидактических задач. Результаты (продукты) обучения – конечные следствия учебного процесса или степень реализации намеченных дидактических целей и задач.
ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ДИДАКТИКИ Образование – система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков и способов мышления, которые определяют уровень развития умственно-познавательной и творческой деятельности, нравственно-эстетической и мировоззренческоей культуры личности, определяющих в совокупности ее социальный облик и индивидуальное своеобразие. Содержание образования – система научных знаний, практических умений и навыков, социокультурных идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения.
Дидактические вопросы и задачи Что исследуется, разрабатывается Для чего учить? Цели образования, обучения Чему учить? Содержание образования, обучения Как учить? Методы обучения (преподавания и учения) Как организовать обучение? Формы организации обучения С помощью чего осуществляется обучение? Средства обучения Что достигается в процессе обучения? Результат обучения Какие подходы, стратегии обучения наиболее эффективны? Принципы обучения и их система.
Двусторонний характер процесса обучения Процесс обучения Процесс преподавания (деятельность преподавателя) Процесс учения (деятельность ученика или коллектива учеников)
Взаимодействие Обучение обязательно предполагает взаимодействие преподавателя и обучаемых Субъект и объект обучения Не просто воздействие педагога на ученика, а именно их взаимодействие !!! Взаимодействие может протекать как в непосредственной, так и опосредованной форме Процесс обучения является не механической суммой преподавания и учения, это качественно новое, целостное явление
Общение в процессе обучения. Единство познания и учения Общение в процессе обучения влияет: на мотивацию учения, на формирование положительного отношения к учебе, на создание благоприятных психологических условий Характеристики учителя, способствующие успешному общению: Увлеченность Четкость, организованность в работе, Такт в отношениях и помощь в учебе, Объективность в оценке Выдержка в сложных ситуациях
Роль влияния среды в процессе обучения. На развитие личности влияет Окружающая среда, Средства массовой информации, Трудовая деятельность, Спорт, Игровая и досуговая деятельность Необходимо целенаправленное приложение усилий для создания окружающей среды ребенка!!!
Компоненты процесса обучения 1. Целевой компонент 2.Потребностно-мотивационный компонент 3. Содержательный компонент 4.Операционно-деятельностный компонент 5.Эмоционально-волевой компонент 6.Контрольно-регулировочный компонент 7.Оценочно-результативный компонент
Целевой компонент Целевой компонент процесса обучения отражает: осознание педагогами цели и задач изучения темы принятие учениками цели и задач изучения темы.
Значимость целевого компонента Целевой компонент Осознание педагогами цели и задач изучения темы Принятие учениками цели и задач изучения темы.
Значимость потребностно- мотивационного компонента Потребностно - мотивационный компонент Педагог стимулирует у учащихся интерес и потребность в учении Ученики - внутренний процесс развития мотивов обучения
Содержание обучения Определяется : учебным планом, государственными учебными программами учебниками по данному предмету. Содержание отдельных уроков конкретизируется учителем с учетом: поставленных задач, специфики производственного и социального окружения школы, уровня подготовленности, интересов учеников.
Операционно-деятельностный компонент Операционно-деятельностный компонент отражает процессуальную сущность обучения. Именно в деятельности педагогов и обучаемых, в их взаимодействии, протекающем во времени, и реализуется задача присвоения школьниками широкого социального опыта человечества. Операционно-деятельностный компонент реализуется посредством определенных методов, средств и форм организации преподавания и учения.
Контрольно-регулировочный компонент Контрольно-регулировочный компонент предполагает контроль преподавателя и самоконтроль обучаемых. Контроль осуществляется с помощью контрольных работ, опросов, зачетов и экзаменов. Самоконтроль включает самопроверку учеников, которые самостоятельно проверяют степень усвоения изучаемого материала Контроль и самоконтроль обеспечивают функционирование обратной связи в учебном процессе получение учителем информации о степени затруднений, о качестве процесса обучения Обратная связь вызывает необходимость коррегирования, регулирования учебного процесса, внесения изменений в методы, формы и средства обучения Регулирование процесса проводится не только учителем, но и самими учениками (саморегулирование своих действий, работа над ошибками, повторение вопросов, вызывающих затруднения).
Оценочно-результативный компонент Оценочно-результативный компонент обучения предполагает: оценку педагогами и самооценку учениками достигнутых в процессе обучения результатов, установление соответствия их поставленным учебно-воспитательным задачам, выявление причин недостатков, проектирование новых задач, учитывающих также и необходимость восполнения обнаруженных пробелов в знаниях и умениях.
Взаимосвязь компонентов обучения Цель обучения определяет его содержание. Цель и содержание обучения требуют определенных методов, средств и форм стимулирования и организации обучения. По ходу обучения необходим текущий контроль и регулирование процесса. Наконец, все компоненты процесса обучения в своей совокупности обеспечивают определенный результат.
Закономерности и принципы обучения СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ отражают закономерности, которые связаны с отбором содержания образования и его совершенствованием отражают закономерности, которые связаны с организацией учебного процесса: -научности и мировоззренческое-нравственной направленности учебной работы; -проблемности обучения; -наглядности обучения; -сознательности и творческой активности уч.-ся в обучении; -доступности обучения при достаточном уровне трудности; -последовательности и систематичности обучения; - прочности обучения и его цикличности; -единства обучающих, развивающих и воспитательных функций учебной работы; --соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых. --продуктивности и надежности. ОРГАНИЗАЦИОННО- МЕТОДИЧЕСКИЕ