Балет ( от итал. ballo танцую ) вид сценического искусства ; спектакль, содержание которого воплощается в музыкально - хореографических образах. Чаще всего в основе балета лежит определённый сюжет, драматургический замысел, либретто, но бывают и бессюжетные балеты. Основными видами танца в балете являются классический танец и характерный танец. Немаловажную роль здесь играет пантомима, с помощью которой актёры передают чувства героев, их « разговор » между собой, суть происходящего. В современном балете широко используются также элементы гимнастики и акробатики. Балет требует выдержки и выносливости от любого человека, занимающегося им. Танцевальный класс Эдгар Дега, 1872
В России первый балетный спектакль состоялся 8 февраля 1673 г. при дворе царя Алексея Михайловича в подмосковном селе Преображенское. Его подготовил иностранец Николай Лима ( или Лим ). Точно неизвестно, кто он был по происхождению скорее всего, шотландцем, эмигрировавшим во Францию, а затем приехавшим в Россию в качестве офицера инженерных войск. Однако вполне достоверным фактом является то, что его познания в балете были весьма велики. Он стал руководителем зарождающейся балетной труппы, её педагогом, балетмейстером и первым танцовщиком. В обучение Лиме были отданы десять « мещанских детей », а через год их число удвоилось. В 1673 году на сцене Кремлёвского театра Лима исполнял « французскую пляску » в « Балете об Орфее и Эвридике ». Это был балет во французском стиле, среди декораций, представляющих собой движущиеся пирамиды, и первый профессиональный балетный спектакль, поставленный на русской сцене.
В России Дидло имел большие полномочия. Труппа петербургского балета находилась под его творческим руководством. Он произвел целый переворот в современной ему хореографии и в новой должности первым делом взялся за реформы : упразднил тяжелую « униформу » танцовщиков обязательные до того времени парики, шиньоны, кафтаны, башмаки с пряжками и прочее и ввел обтягивающие трико и газовые туники. Облегченные в весе танцоры могли совершенствовать собственную технику. Особо характерны для постановок стали полеты. Балетный критик Ю. Бахрушин отмечал : " В отличие от прежних, наивных по своей технике единичных полетов, балетмейстер ввел групповые танцевальные полеты. Дидло в значительной мере усовершенствовал кордебалет, раздвинув рамки возможностей танцоров кордебалета.» Вместе с ним из Петербургской балетной труппы ушел классический стиль, уступив место начинающемуся романтизму. Национальное своеобразие русского балета начало формироваться в начале XIX века благодаря деятельности французского балетмейстера Ш.- Л. Дидло.
Настоящий переворот в балетной музыке произвёл Чайковский, который внёс в неё непрерывное симфоническое развитие, глубокое образное содержание, драматическую выразительность. Музыка его балетов « Лебединое озеро » (1877), « Спящая красавица » (1890), « Щелкунчик » (1892) обрела наряду с симфонической возможность раскрывать внутреннее течение действия, воплощать характеры героев в их взаимодействии, развитии, борьбе. В хореографии новаторство Чайковского было воплощено балетмейстерами Мариусом Петипа и Л. И. Ивановым, положившими начало симфонизации танца. Традиция симфонизации балетной музыки была продолжена Глазуновым в балетах « Раймонда » (1898), « Барышня - служанка »(1900), « Времена года » (1900). Пётр Ильич Чайковский Мариус Петипа Лев Иванович Ива ́́ нов
Начало XX века ознаменовалось новаторскими поисками, стремлением преодолеть стереотипы, условности академического балета XIX века. В своих балетах балетмейстер Большого театра А. А. Горский стремился добиться последовательности развития драматического действия, исторической достоверности, старался усилить роль кордебалета как массового действующего лица, преодолеть разделённость пантомимы и танца.. Александр Алексеевич Горский Балерина Анна Павлова в сцене из балета " Дон Кихот "
Крупный вклад в русское балетное искусство внёс Михаил Михайлович Фокин, существенно расширив круг идей и образов в балете, обогатив его новыми формами и стилями. Его постановки для « Русских сезонов » балетов « Шопениана », « Петрушка », « Жар - птица » и др. принесли славу русскому балету за рубежом. Завоевала мировую известность созданная Фокиным для Анны Павловой миниатюра « Умирающий лебедь » (1907). В на почве « Русских сезонов » образовалась постоянная труппа « Русский балет Дягилева ». Анна Павлова в балете " Шопениана "
Анна Павловна ( Матвеевна ) Павлова (31 января (12 февраля ) 1881, Санкт - Петербург, Российская империя 23 января 1931, Гаага, Нидерланды ) русская артистка балета, одна из величайших балерин XX века.
Мать Анны Павловой, Любовь Фёдоровна Павлова, прачка, была замужем за отставным солдатом Матвеем Павловым. Они жили в Лигово под Петербургом. Насчёт отцовства биографы расходятся во мнениях. До недавнего времени в этой роли фигурировал известный делец еврейского происхождения Лазарь Поляков. До самой смерти известная балерина скрывала своё происхождение. Более правдоподобная версия отцовства приведена известным историком театра Александром Васильевым, который пишет, что отцом Анны Павловой был Шабетай Шамаш, караим из Евпатории, который в столице взял имя Матвей и открыл прачечную в 1880 г. Там он и познакомился с будущей матерью балерины, Любовью Федоровной Павловой.
После окончания Вагановского училища, в 1899 году была принята в труппу Мариинского театра. Танцевала партии в классических балетах « Щелкунчик », « Конёк - Горбунок », « Раймонда », « Баядерка », « Жизель ». В 1906 году стала ведущей танцовщицей труппы. Большое влияние на её исполнительскую манеру оказала совместная работа с балетмейстерами А. Горским и особенно М. Фокиным. Анна Павлова исполняла главные роли в балетах М. Фокина « Шопениана », « Павильон Армиды », « Египетские ночи » и др.
В 1907 году на благотворительном вечере в Мариинском театре Анна Павлова впервые исполнила поставленную для неё М. Фокиным хореографическую миниатюру « Лебедь » ( позже « Умирающий лебедь »), ставшую впоследствии одним из символов русского балета XX века.
В 1909 году участвовала в « Русских сезонах » Сергея Дягилева в Париже, положивших начало её мировой известности. Афиша работы В. Серова с силуэтом А. Павловой стала навсегда эмблемой « Русских сезонов ». С 1910 года Павлова гастролировала во многих странах мира вместе со своей собственной труппой. Балетмейстер Михаил Фокин поставил несколько балетов специально для труппы А. Павловой, один из которых « Семь дочерей горного короля ». Последнее выступление балерины в Мариинском театре состоялось в 1913 году, а в России в 1914 году, после чего она обосновалась в Англии и в Россию больше не возвращалась. В годах Анна Павлова гастролировала по США, организатором её гастролей был американский импресарио русского происхождения Соломон Юрок. В 1921 году Анна Павлова также выступала в Индии и завоевала внимание индийской публики в Дели, Бомбее и Калькутте. Имя Павловой ещё при жизни балерины стало легендарным.
Анна Павлова скончалась в Гааге, во время гастролей, 23 января 1931 года от пневмонии. Несмотря на желание балерины вернуться на родину, урна с её прахом находится в закрытом колумбарии крематория Голдерс - Грин, в Лондоне. Рядом с ней покоится прах её гражданского мужа и импресарио Виктора Дандре. По легенде последними её словами были : « Приготовьте мой костюм лебедя !».
Презентацию подготовила Ученица 10 класса « В » Центра образования 109 Замятина Мария